В немецкой столице завершился один из ведущих музыкальных фестивалей в мире Musikfest Berlin. Этот форум является частью ежегодного, культурного марафона Berliner Festspiele, который охватывает несколько сфер искусства академическую музыку, джаз и литературу. Концерты Musikfest Berlin проходят на двух главных площадках города: Концертном зале филармонии и Концертхаусе.
Нынешний фестиваль поражает своей универсальностью, закономерной концепцией выбора программ и внушительным числом участников. За пару недель Берлин посетили 1600 музыкантов из разных стран: 40 солистов и 24 коллектива ансамбли, хоры и оркестры из Германии, два оркестра из США: Филадельфийский и Питтсбургский, а так же музыкальные коллективы из Великобритании, Голландии и Бельгии. Особый акцент уделен произведениям Ференца Листа, 200-летие со дня рождения которого будет отмечаться в октябре.
Среди других заметных события фестиваля исполнения масштабных сочинений современного немецкого композитора Вольфганга Рима, мистериальной композиции Луиджи Ноно «Прометей» и Восьмой симфонии Густава Малера при участии Берлинского филармонического оркестра, хоров Берлинского и Лейпцигского радио под руководством сэра Саймона Рэттла.
О художественной концепции программ фестиваля рассказывает его руководитель Винрих Хопп:
«Обойти стороной юбилейную дату Ференца Листа было бы неправильно. Поэтому, мы постарались скоординировать в центре событий фестиваля музыку Ференца Листа и тех композиторов, кто унаследовал его традиции, например Ферруччо Бузони. Еще один герой нашей программы немецкий композитор Вольфганг Рим. В 2012 году ему исполнится 50 лет со дня рождения. Он специально приехал на фестиваль. Любое из сочинений авангардиста представляет широкий спектр от оркестровой музыки под знаком ударных инструментов до опусов с вокальным дыханием».
В нескольких концертах было представлено тринадцать произведений композитора. Берлинский филармонический оркестр под управлением Андриса Нельсонса исполнил рапсодию «Марсий» для трубы, ударных и оркестра при участии солистов Габора Таркови и Яна Шлихте.
Контрастным сопоставлением произведению с мифологическим подтекстом, стали два инструментальных концерта Вольфганга Рима. Первое из них «Gesungene Zeit» («Пропетое время»), написанное для скрипки и симфонического оркестра было исполнено Питтсбургским симфоническим оркестром под управлением дирижера Манфреда Хоннека и срипачкой Анне-Софи Муттер. В мемориальном Втором концерте для альта с оркестром солистка Табеа Циммерман играла в сопровождении Немецкого симфонического оркестра Берлина (Deutsches Symphonie-Orchester Berlin) под управлением Лео Хусейна.
Визит Питтсбургского симфонического оркестра в немецкую столицу совпал с годовщиной трагических событий террористической атаки на США.
Манфред Хоннек, главный дирижер Питтсбургского симфонического оркестра: «Десятая годовщина нападения 11 сентября имеет очень серьезное значение для всех народов мира. Для народа Питтсбурга и Западной Пенсильвании, это и свое горе, так как один из четырех атакующих самолетов был сбит с пассажирами в поле недалеко от Питтсбурга. Эти отважные люди отдали свои жизни, чтобы другие не умерли. Всем жертвам всемирной атаки 11 сентября Питтсбургский симфонический оркестр посвящает Пятую симфонию Густава Малера, которая прозвучит в Берлинской филармонии».
Один из старейших музыкальных коллективов Германии оркестр Дрезденской штаатс капеллы выступил в Берлине вместе с главным дирижером Кристианом Тилеманом. С приходом этого интеллектуального музыканта постепенно стала обогащаться культура звучания немецкого оркестра. Хочется отметить, прежде всего, органичную слаженность солистов оркестра, прозрачность и однородность звука, характерную для этого коллектива. Особенно это было ощутимо в интерпретации Кристианом Тилеманом Первой симфонии Йоганнеса Брамса. Большой неожиданностью для немецкой публики были предложенные Кристианом Тилеманом две редакции Симфонического ноктюрна (соч.1914 г.) Ферруччо Бузони. Непрерывная текучесть музыки и сумрачная звучание характеризуют общее настроение этой мистической партитуры. Еще более раритетным стал Концерт для фортепиано с оркестром (соч.1922 г.) современника Бузони Ханса Пфицнера. Единственное в этом жанре произведение немецкого модерниста виртуозно исполнил американский пианист Цимон Барто в сопровождении Дрезденского оркестра под управлением Кристиана Тилемана.
В следующем 2012 году концерты Берлинского музыкального смотра пройдут с 31 августа по 18 сентября.
Виктор Александров, Берлин (Германия)
На фото изображены: Винрих Хопп - артистический директор фестиваля (слева); дирижер Андрис Нельсон; Манфред Хоннек (справа), главный дирижер Питтсбургского симфонического оркестра (слева) / Источник: http://www.berlinerfestspiele.de/