Московский дебют знаменитой оперной певицы Веселины Казаровой состоялся на Третьем фестивале Российского национального оркестра. Вместе с коллективом РНО под управлением Томаса Зандерлинга болгарское меццо-сопрано Веселина Казарова исполнила программу из арий Моцарта и Россини. Специальный корреспондент радио «Орфей» Екатерина Андреас встретилась с певицей после концерта для эксклюзивного интервью о новых ролях и музыке в цвете.
- Веселина, каковы Ваши впечатления от Москвы, Вы что-то уже успели посмотреть?
- На меня огромное впечатление произвел Большой Театр, он имеет такой же цвет как итальянские фрески... Поразительный цвет.
- Веселина, повлияла ли на Вас сцена?
- Сцена меня не изменила. Честно говоря, я больше всего я люблю, когда человек ведет себя естественно, искренне. Обычно так свободно себя ведут только дети. Понимаете?
- А когда Вы играете мужчину? Многие партии для меццо-сопрано предполагают мужской образ. Это естественно для Вас - играть мужчину?
- Для меня это не составляет проблемы. Когда певец имеет актерские качества, перевоплощаться совершенно несложно.
- Как Вы считаете, наблюдается ли сейчас в опере тенденция нехватки больших голосов?
Раньше оперу представляли такие большие, выдающиеся голоса с невероятным диапазоном, который им позволял петь широкий репертуар. Например, если вспомнить голос меццо-сопрано Джульетты Симионато... Сегодня певцы являются скорее специалистами в определенном направлении. Кто-то поет барокко, кто-то бельканто. Настал век специалистов?
- На мой взгляд, такая специализация- это большая глупость. Но такая тенденция действительно существует и это началось не сегодня, а еще 20 лет назад. Сейчас я имею одну проблему, связанную как раз с этой тенденцией. Иногда интенданты смотрят на тебя как на сумасшедшую, если ты можешь петь не только Россини. Они ведь знают, что я могу это петь. Вы упомянули Джульетту Симионато. Она была действительно большой певицей с классическим меццо-сопрано. Скажу Вам откровенно, это мой идол. Симионато пела все: от Керубино до Эболи.
- В Вашем репертуаре пока нет партии Эболи. Вы опасаетесь этой партии?
- В этом году я как раз планирую спеть Эболи. Я не боюсь этой партии (смеется), просто могу ее петь только сейчас. Я очень ждала этого момента. Сегодня на концерте я пела даже выше, чем если бы я пела партию Эболи. Честно говоря, я сама написала ноты си и до для арии Танкреда, в оригинальной партитуре у Россини этих нот нет. То, что я пою эти ноты - это еще не означает, что я буду петь сопрановый репертуар. Я никогда не буду петь партии сопрано. Слишком много меццо-сопрано пели сопрановый репертуар - я этого делать не буду.
- В прошлом Вы были пианисткой. Есть ли такой пианист, на концерт которого Вы захотели бы купить билет?
- Я любила только одного пианиста, - Альфреда Бренделя, но, к сожалению, он уже не играет. Даже когда в силу своего возраста он делал ошибки, для меня это не имело значения, потому что он играл так, что тебя это волновало, ты испытывал самые настоящие чувства. Я мало слушаю инструментальной музыки, большее внимание я уделяю оперной.
- Вы записали не один диск с Хуаном Диего Флоресом и как-то говорили в одном из интервью, что если бы его не было на оперной сцене, некоторые оперы было бы невозможно исполнить. Это Ваш любимый партнер?
- Хуан Диего Флорес обладает очень специальным голосом. Впоследствии у него могут появиться затруднения при исполнении драматического репертуара, но я надеюсь, он будет петь больше в «центре», это поможет продлить его карьеру. Тенорам трудно, потому что они имеют весьма деликатный голос. Если тенор не имеет высоких нот, становится неинтересно. Для всех оперных певцов интересен момент, когда мы можем пойти в другой репертуар. Например, есть тенора, которые могут петь только Моцарта, но когда тенору исполняется 40-45 лет, иногда встает вопрос о том, что ему петь. Неважно какую силу имеет голос, важна "маска" и интонационные краски голоса. Сегодня на концерте я старалась передать голосом эти краски, иногда я еще называю это цветами.
- Веселина, получается, Вы воспринимаете музыку в цвете! А если бы Вам предложили описать свой голос, какие бы цветы Вы выбрали для этой композиции?
- Трудно ответить на этот вопрос, но мне кажется, что я была бы майским колокольчиком или, может быть, такими большими ароматными цветами, название которых я почему-то забыла.
- Можно ли задать Вам нескромный вопрос? Какие у Вас любимые духи?
- Я люблю мало украшений и вообще считаю, что лучше меньше, чем больше. Я стараюсь придерживаться этого правила во всем.
- Связано ли это с театром? Вы как-то говорили, что на сцене Баварской Оперы и в Ковент-Гарден Вы чувствуете себя комфортнее нежели в Ла Скала... В чем заключается дискомфорт? В том, что в маленьких театрах проще установить контакт со зрителем?
- Ковент-Гарден - это действительно небольшой театр по сравнению с Метрополитен Опера. Все скажут, что в Метрополитен хорошая акустика. С этим я согласна, но мне не очень комфортно, потому что когда ты на большой сцене, зритель с последних рядов видит твою уменьшенную копию, между вами есть дистанция. К тому же в Метрополитен ты не слышишь каждый голос хорошо, потому что на большой сцене очень важна твоя певческая позиция. Я могу петь на большой сцене, но при этом я люблю камерность, для меня важно, чтобы публика видела мои глаза. Поэтому я лучше спою концерт из 10-15 крупных арий, где в зале будет звучать голос. В опере я не пою так, как на концерте... К тому же ни одна опера не имеет такого числа развернутых арий.
- Веселина, у Вас обширная дискография, но последний диск Вы записали, кажется, в 2008 году. Вы пока не планируете ничего записывать?
- На данный момент я, наверное, сделала все. Сейчас я действительно не вижу особого смысла в записи дисков. Когда ты записываешь диск, от тебя хотят, чтобы ты сделал это за 2 дня. Два дня ты поешь как сумасшедший... а потом думаешь о том, зачем это надо? Это, конечно, не означает, что я не буду больше записывать дисков, но наверное, при таком раскладе лучше отказаться. Все-таки мне сейчас интереснее спеть концерт или выпустить спектакль для DVD.
- Веселина, разрешите задать Вам последний вопрос, посвященный еще одному направлению Вашей деятельности. Вы много внимания уделяете благотворительности, расскажите, пожалуйста, об этих проектах?
- Судьба мне давала многое, но я и много работала над тем, что сейчас имею. Главное, что я имею в жизни, это возможность помогать другим людям. Недавно в Цюрихе я дала благотворителей концерт, благодаря которому удалось собрать 20 тысяч франков для одной школы в Болгарии. Когда человек получает такой шанс в жизни, он должен просто делать добро от самого сердца и не заострять внимания на том, что он занимается благотворительностью.
Специальный корреспондент радиостанции «Орфей» Екатерина Андреас