Среди размышляющих о духовных корнях музыкальной культуры есть мнение, что гармония и мелодичность в музыке – от Бога, а ритм – от Дьявола. 19 сентября на сцене Светлановского зала Московского Дома музыки стартовал уникальный проект двух выдающихся музыкантов современности – пианиста Алексея Ботвинова и турецкого перкуссиониста Бурхана Очала. В своей концертной программе «Гольдберг. Перезагрузка» они решились обогатить знаменитые «Гольдберовские вариации» Иоганна Себастьяна Баха ориентальным битом с востока.

Как оказалось, концерт был не из разряда «понедельничных» или даже будничных, а из тех, что заслуживают гораздо больше внимания, публики, оваций и уж тем более дней. Но кто же знал, кто же знал… Думаю, что ни один человек не шёл туда без тревожного чувства сомнения или хотя бы толики скептицизма. Задумка инициаторов проекта могла показаться столь же бесхитростной, сколь и опрометчивой – наполнить незабвенные Вариации Гольдберга перкуссионным сердцебиением. Иными словами, ввести в мелодическую ткань произведения не только ритм, который никогда здесь прежде не присутствовал, но и острый этнический колорит. С прикладной стороны эта задача не так уж трудна, но с точки зрения конечного результата – была абсолютно непредсказуема и, казалась, весьма рискованна. Эффект неизвестности ещё более обострял выбор музыкантов – в своем роде посягнуть на Баха подобным образом сродни тому, что сделал Эндрю Ллойд Уэббер, написав свой мюзикл «Иисус Христос Суперзвезда» – ни больше ни меньше покусился на святое. Вытаскивание личности, которая для большинства людей является иконой, из её канонического контекста чревато обернуться общественным непониманием, и тогда уж обвинений в дерзости, кощунстве, а то и святотатстве не избежать.

Взрыхлив всю зыбкую и потенциально опасную почву под проектом «Гольдберг. Перезагрузка», настало время сказать, что плоды этого затейного эксперимента превзошли все ожидания и не ожидания вместе взятые. Алексей Ботвинов и Бурхан Очал сделали это свежо, рельефно, захватывающе, изысканно, феерично и в то же время с большой аккуратностью и безотказной чуткостью к Баху.

Основой музыкальной фактуры остались «Гольдберг-вариации», но звучание определённо приобрело экзотичности. В силу специфики воздействия ритма – особенно привнесенного – Бах получил эфирный, при этом вполне ощущался «танцевальный» эффект; однако за его стилистикой можно было бы представить танец какого-нибудь аборигенного племени, где всевозможные шаманские барабаны являются неотъемлемой частью коренных музыкальных форм. По крайней мере, на первый, дилетантский, взгляд именно такими барабанами был окружен Бурхан Очал на сцене.

Чего здесь только не было: традиционные этнические барабаны наподобие тамтама, дарбуки или джембе, рамочные барабаны, родственные бубнам и тамбуринам, шумовые барабаны из серии «ocean drums», фрикционные барабаны и гонги, глиняные барабаны в форме горшков и бутылей, деревянные «черепашки», похожие на темпл-блок, и замысловатая перкуссия с чувствительным колебательным контуром.  Кто бы мог подумать, что барабаны могут быть такими гибкими – настолько гибкими, чтобы вписаться в структуру баховской музыки; что они могут быть столь многоликими, содержательными и разнохарактерными. Тут, конечно, стоит отдать должное Бурхану Очалу – думается, что не во всяких руках барабаны будут столь ажурные и податливые.

Бурхан Очал – фантастический, увлеченный музыкант – заполнил своим обаянием весь Светлановский зал. Здесь то и дело возникал непреднамеренный элемент шоу – всё это перкуссионное великолепие, необычные для российского зрителя способы звукоизвлечения, и как финальный аккорд – одетый по всем канонам классического вечера Бурхан Очал, сидящий на полу со скрещенными «по-турецки» ногами и склонившийся над своими самыми миниатюрными барабанчиками – чрезвычайно занимательное зрелище.  

Пианист Алексей Ботвинов в этот вечер играл «Гольдберг-вариации» на сцене в 261(!) раз вживую. Встретившись вместе, музыканты создали довольно своеобразный творческий тандем, сплошь построенный на контрастах – от национальных культур, к которым каждый из них принадлежит, и пересечений этих культур в задуманном ими проекте до музыкального статуса – Алексей Ботвинов всемирно известный академический пианист; Бурхан Очал – не менее востребованный мультиинструменталист, принадлежащий пространству world music. Кроме того, оба артиста очень разные по своей фактуре, темпераменту и исполнительской манере, заведомо определяемой инструментарием. Тут уж трудно не заметить, насколько Бурхан Очал более раскрепощен для всякого рода импровизаций, экспромтов и музыкального варьирования. По сути, перкуссионные инструменты, не привязанные ни к нотной грамоте, ни к строгим правилам игры на них, благоволят интуитивному музицированию. А Бурхан Очал – большой мастер в этом деле – успевает подмигивать Алексею Ботвинову, улыбаться в зал и менять барабаны один за другим в поиске новых упоительных ритмов.  

Харизматичный и амбициозный проект «Гольдберг. Перезагрузка», безусловно, стоит того, чтобы его увидел весь мир. Московский концерт положил начало большому гастрольному турне, а когда музыканты его завершат, им надо непременно браться за Рахманинова. Прелюдия ор. 23 №5 g-moll, исполненная с особым шиком на «бис», стала настоящим ликующим венцом вечера…

 

Материал подготовила – Мария Юрченко

Концерт "Гольдберг. Перезагрузка" выйдет в эфир на телеканале ТЕАТР в сети АКАДО на кнопке  77 в субботу 24 сентября в 18.30
и в воскресенье 25 сентября в 23.00.

Вернуться к списку новостей