Обзоры Четвертой Московской Биеннале современного искусства
В эти дни в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке можно увидеть сразу несколько экспозиций, приуроченных к грядущей Московской Биеннале современного искусства, официальный старт которой будет дан 23 сентября.
В свою очередь, центральным проектом Музея мультимедийных искусств без преувеличения можно назвать новую пятиканальную видеоинсталляцию от известной российской арт-группы AES+F «Allegoria Sacra», торжественно открывшуюся в минувшую пятницу.
Фото с презентации проекта «Allegoria Sacra» в Мультимедиа Арт Музее / Автор Максим Букин - http://www.maxphoto.info/
Несмотря на все pro и contra в адрес актуального искусства, данная работа настоятельно рекомендуется к просмотру. Во-первых, здесь звучит невообразимая по мощи классическая музыка в исключительной подборке от Генделя, Шопена и Чайковского до японского «кутюрье от саунда» Риодзи Икеды. Во-вторых, с музыкальным материалом работал наш известный композитор-минималист Павел Карманов один из самых исполняемых и передовых в своем деле. Оставаясь в секторе новой волны отечественной симфонической традиции, он также снискал славу многоликого и вдумчивого экспериментатора. Так, например, с начала 2000-х годов Павел принимает активное участие в проектах коллектива «Вежливый отказ», в творчестве которого породистая фактура русского рока замешана с поисковым инструментальным звучанием от атонального музицирования до интуитивной импровизации.
«Allegoria Sacra» стала для Павла Карманова вторым опытом работы с группой AES+F в предыдущей инсталляции «Пир Трималхиона» наряду с Траурным маршем из Седьмой симфонии Бетховена и Симфонии Кончертанте Моцарта звучала собственная музыка композитора концептуальная пьеса Вееr music.
Павел Карманов: « Работа с AES+F отличается от всего, что бывает, поскольку само искусство AES+F отличается от всего, виденного мной. Мне не первый год нравится творчество этой группы. Последние их видеоинсталляции кажутся просто-таки гениальными: по замыслу, исполнению, продуманности деталей, кастингу, съемкам, монтажу и компьютерной графике; по насыщению смыслами и пророческими аллегориями. Помимо этого, я тесно общаюсь с этими художниками как с людьми, и они восхищают меня своей эрудированностью, смелостью, свежестью идей и беспредметным перфекционизмом »
AES+F / Инсталляция «Пир Трималхиона» (The Feast of Trimalchio) / Одноканальная версия
Инсталляция «Allegoria Sacra» выразительный пример того, какие завораживающие вещи могут появляться на почве синтеза высокотехнологичного современного искусства и его классических форм; и каким уникальным может быть этот синтез, когда за него принимаются настоящие художники. Ведь понять, свершается ли перед тобой акт искусства, не так уж сложно достаточно осознать, трансформируется ли процесс созерцания этого искусства в процесс переживания. Речь, конечно, идет о переживании не внешне эмоционального толка, когда, к примеру, нас одолевает прилив возмущения от того, что порой преподносится под маской современного искусства, а возникающая эйфория, способная непосредственно влиять на наше мировоззрение, разрушая либо воодушевляя его. Тогда мы внутренне говорим себе: «Да, меня это тронуло, но я бы предпочел никогда не увидеть и не узнать этого» (негативный опыт), или: «Да, меня это тронуло, и я счастлив, что соприкоснулся с этим шедевром» (позитивный опыт). В контексте новейшего искусства негативный опыт стал не менее важен, чем позитивный, а художники устремили свои взоры в дебри заведомо безобразного, социально неблагополучного, порочного и скандального
По крайней мере, из зала на втором этаже, где крутится видеоперформанс «Allegoria Sacra», не потрясенным не выходит никто. С другой стороны, поклонники творчества группы AES+F, пожалуй, знают чего ожидать. Группа существует с 1987 года, и за 25 лет плодотворного креатива выработала собственный подход, стилистику и способ высказывания. Название команды образовано по инициалам её постоянных участников Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и фотографа Владимира Фридкеса. Сегодня их называют «российскими звездами коммерческого постмодернизма» и «самой востребованной отечественной арт-группой на Западе». Действительно на международной платформе художники AES+F в представлении не нуждаются, ну, а в нашей стране они относятся к тем единичным арт-формациям, которые работают с аудиовизуальными материями столь высокого уровня сложности и качества реализации.
Джованни Беллини - «Священная аллегория» (Allegoria Sacra) / Хранится в галерее Уффици во Флоренции
Проект «Allegoria Sacra» вместе с предыдущими двумя инсталляциями «Последнее восстание» (Last Riot, 2007) и «Пир Трималхиона» (The Feast of Trimalchio, 2009) завершает трилогию о современном мире «Ад Рай Чистилище». В качестве источника вдохновения авторы обратились к одноименной картине итальянского мастера эпохи Возрождения Джованни Беллини «Священная аллегория», где, по мнению большинства исследователей, изображено Чистилище на реке Стикс, а души умерших ожидают решения Высшего Суда.
В интерпретации AES+F от картины Беллини остается только флёр А что же предстает нашему взору? Потрясающая картинка если вдуматься, то компьютерная графика поражает воображение своей искусностью и тонкостью выделки и еще более потрясающая музыка. За исключением неприятной сороконожки, периодически пробегающей по детским личикам, на экране не происходит ничего тотально отвратительного, но между тем впечатление от просмотра остается чрезвычайно гнетущее и даже депрессивное. Видеоряд сам по себе больше претендует на художественное самовыражение и оказывается тягостным в своей навязчивой эстетике безысходности.
AES+F / Инсталляция «Allegoria Sacra» (Трейлер) / Мультимедиа Арт Музей
Авторы в свойственном им духе фокусируются на пороках и мнимых ценностях современного общества от поклонения брендам и консюмеризма до расовой нетерпимости и абсолютной безучастности по отношению друг к другу. Один из самых эффектных моментов расстреливаемая сумка Louis Vuitton, из которой разлетаются имиджевые предметы «первой» необходимости от планшета Apple до лака для волос, известного как Taft («три погоды»). В остальном же экранные образы безупречно красивые, дети (хоть бы они раз улыбнулись) почти херувимские но и нынешние каноны красоты сильно утрированы так, что напрашивается вопрос: «То ли их так отштукатурили в спа-салонах, то ли от хладнодушия они превращаются в восковых кукол?»
Катарсис по-прежнему не наступает, зато на свет появляется младенец с телом личинки, в очередной раз отсылая к мысли о том, что люди то сегодня авантажные доведенные почти до совершенства в косметологических кабинетах но внутри с большой червоточиной.
Павел Карманов: « Замедленное сомнамбулическое человечество медленно и потрясающе красиво загнивает, огламуривается и, в конце концов, погибает. Это эпический аллегорический фильм об окружающей нас действительности, вызывающий самые разные, но всегда очень сильные ощущения у зрителей »
Интервью с участниками группы AES+F
Досмотреть этот перформанс до конца стоит труда. Беспросветное царство современных людей гипертрофировано до крайности. И ключевой мессэдж для зрителя остается неясным. Авторы обращаются к реалиям нынешней жизни, но при этом не отображают действительность, потому что выбирают самые скверные из них; и в этом смысле они остаются необъективными. Но, видимо, современное искусство всех времен всегда было таким злободневным. Порок был и остается востребованным и актуальным (а сегодня еще и продаваемым). Но если память человека сохраняет все самое светлое, то память истории по тому же принципу сохраняет все самое великое. И в это хочется верить, потому что если будущим поколениям в наследство останутся одни лишь «цифровые картины», подобные «Allegoria Sacra» группы AES+F, то вдохновляться на хорошее им будет просто нечем
Но завершить мне снова хочется словами композитора Павла Карманова: «Это искусство, о котором словами не скажешь, а писать о нём почти бессмысленно. Это надо видеть на большом экране и слушать громко »
Видеоинсталляцию «Allegoria Sacra» группы AES+F можно увидеть в Мультимедиа Арт Музее (Остоженка, 16) каждый день вплоть до 6 ноября.
Материал подготовила Мария Юрченко
Музыкальные произведения, которые звучат в видеоинсталляции «Allegoria Sacra»:
Georg Frideric Handel Les Chemins De Zion
Chopin Piano Sonata No. 2 in B-flat minor, Op. 35, III. Marche funèbre. Lento
Franz Schubert Wie der Alte Leiermann
Schubert - Liszt Winterreise Zwolf Lieder von Franz Schubert S561, No 08 Der Leiermann
Tchaikovsky Symphonie Nr.6 h-moll op.74 ''Path'etique'', IV. Finale. Adagio lamentoso
Vivaldi - Stabat Mater Rv 621, I. Stabat Mater Dolorosa La Tempesta
Ryoji Ikeda String quartets
Ссылки по теме:
>> Официальный сайт арт-группы AES+F
>> Сергей Соловьев о творчестве группы AES+F для VashDosug
>> Интервью Татьяны Арзамасовой (AES+F) для журнала «Искусство кино»
>> Интервью Татьяны Арзамасовой (AES+F) для Российской газеты
>> Интервью Композитора Павла Карманова для Частного Корреспондента