Мы представляем вам специальные проекты Московского Дома фотографии и Мультимедиа Арт Музея в рамках Биеннале современного искусства, которая в этом году состоится в четвёртый раз и официально откроется в Москве 22 сентября…

В Мультимедиа Арт Музее на Остоженке ряд проектов, приуроченных к событию, откроется уже на этой неделе.

 

«Альберто Гарсиа-Аликс. Необратимость»

Куратор – Николас Комбарро

Альберто Гарсиа-Аликс родился в 1956 году в Леоне (Испания) в семье врача. Отец хотел видеть сына  юристом, но в двадцать лет Гарсиа-Аликс бросил колледж, покинул отчий дом и приобрел свой первый фотоаппарат. С этого момента начинается его фотографическая карьера, совпавшая с рождением новой эпохи в Испании, наступившей после смерти диктатора Франко в 1975 году. Именно в этом социо-культурном контексте ослабления тоталитарного режима зарождается испанское движение «Ла Мовида», охватившее музыку, фотографию, поэзию, живопись, кино. «Ла Мовида» – это расцвет альтернативного искусства, пронизанного духом долгожданной свободы. В унисон новой эпохе Альберто Гарсиа-Аликс  изучает границы дозволенного, запечатлевая на пленке ночную жизнь Мадрида, байкеров, распутников, наркоманов и порнозвезд. Отныне всю жизнь его будут привлекать невоздержанные натуры – такие, как он сам.

Ранее запретная чувственность, интерес к темным сторонам жизни, отголоски революции 68-го и идеология хиппи, захлестнувшие постфранкистскую Испанию и получившие национальное преломление в Мадриде и Барселоне – все это формирует уникальный и узнаваемый художественный стиль Гарсиа-Аликса, который он позже назовет «одиночеством бреда». Он балансирует на тонкой грани вседозволенности в стремлении как можно глубже, сполна исследовать силу человеческих эмоций и ощущений. Он не просто снимает жизнь на камеру – он ее проживает, предлагая зрителю повествование от первого лица. Творчество Гарсиа-Аликса чрезвычайно автобиографично. Люди, изображенные на портретах, тесно связаны с фотографом личными отношениями: это его друзья, рокеры, поэты, музыканты и художники, любовницы, писатели и просто случайные попутчики. Его портреты отмечены высоким уровнем экспрессии и эротизма, а потому считаются скандальными и провокационными. Но за телесностью и артикулированностью форм скрывается нежность и редкая человечность. Прямолинейный, фронтальный характер его портретов с редкой выразительностью отражает сущность людей, жизнь которых находится на грани, чьи чувства обострены до предела. Мгновения съемки фотограф называет волшебными, для него они являются самыми прекрасными в жизни: «Каждая фотография – это встреча. Когда я фотографирую людей, мне хочется наделить их достоинством. Фотографии – это документальные свидетельства моей любви к человеку на снимке», – говорит он. Существенную роль в его творчестве играют автопортреты, в каждом из которых заложен определенный образ, всегда разный по своей идее – в них фотограф пытается найти  себя и открыть неизведанные грани своей личности.

Сегодня Альберто Гарсиа-Аликс – «прототип вечного хулигана», как он сам себя называет – признан одним из самых выдающихся испанских фотографов нашего времени. В 1999 году он удостоен испанской Национальной Премии фотографии, его работы находятся в коллекциях лучших музеев Испании, Европы и Америки, а выставки путешествуют по всему миру.

В 2009 году в Государственном Музее «Центр искусств Королевы Софии» прошла ретроспективная выставка работ Гарсии-Аликса 1976-2008-х гг. Эта экспозиция легла в основу выставки, которая будет представлена в Москве. Кроме фотографического материала, в выставку войдет видео «From where there is no return», интимная исповедь художника, определившая структуру и название всей экспозиции.

Мультимедиа Арт Музей / ул. Остоженка, д. 16 / 10 сентября – 5 ноября / http://www.mdf.ru/

 

Современное итальянское искусство середины ХХ века

Идея выставки: Нанда Виго

Куратор: Альберто Подио

Выставка «Современное итальянское искусство середины ХХ века» – это история творческих отношений, которыми были связаны главные действующие лица международной арт-сцены 1960-х гг. – одного из наиболее ярких периодов художественной жизни ХХ века, ознаменованного формированием разного рода независимых художественных групп, ориентированных на философские поиски в искусстве.

Первое из этих художественных течений – «Спациализм», чьим основателем считается итальянский художник и скульптор Лучо Фонтана, - это направление, рассматривающее живопись и скульптуру как один вид искусства, объединяющий цвет, звук, пространство, движение и даже время.

Позже, 11 апреля 1957 года, в Дюссельдорфе Хайнц Мак и Отто Пине организовывают первую из девяти знаменитых «Вечерних выставок». 24 апреля 1958 года выходит первый из трех номеров журнала «Зеро» («zero» - ноль) под редакцией Мака и Пине. Именно в этот момент слово «Зеро» было зафиксировано в качестве названия для нового художественного объединения.

В 1959 году в Милане Пьеро Мандзони создает так называемые «рабочие группы», в которых художники занимаются проведением выставок и разработкой художественных манифестов: среди них –- Лучо Фонтана и Энрико Кастэллани, ближайший соратник Фонтаны, в том числе и в теоретическом осмыслении новых форм искусства.

Для тех же, кто работает в рамках Кинетизма – кинетического искусства, – слияние в  художественные группы проходит еще более естественным путем: в Милане концентрируется Группа Т, а в Падуе – Группа N.

В то же время в Германии на разных выставках к Группе Зеро присоединяются художники из Бельгии, Голландии, Франции, Швейцарии и, естественно, самой Германии: Ив Кляйн, Жан Тингели, Кусама, Ханс Хааке, Хесус Рафаэль Сото, Ян Шонховен, Карлос Круз-Диез, Альмир Мавинье и другие. Таким образом, в рамках авангарда художники работают в различных жанрах, от абстракционизма до фигуративного искусства. Общим знаменателем для них является провозглашение лозунга  «Вне формы, вне материи». К группе Зеро также присоединяются итальянские художники работающие в  жанре «ДРУГОГО» искусства – представители оптического искусства, неофигуративизма, искусства гештальт-форм и др.

В московскую экспозицию включены архивные материалы – документы, манифесты, фотографии, проясняющие творческие и личные отношения между самыми значительными художниками послевоенной Италии.

Мультимедиа Арт Музей / ул. Остоженка, д. 16 / 14 сентября – 6 ноября / http://www.mdf.ru/

 

Олег Кулик. «Композиция 911»

Куратор – Ольга Свиблова

Олег Кулик: «Я, полный оптимист, но вдруг обнаружил, что в мире практически не осталось места для оптимизма: природа-мать бунтует, идеи не радуют свежестью, коррупция и преступления кругом, искусство не находит себе места (его все труднее отличить от коррупции и преступления), религии не утешают, зато энергично демонстрируют оскал за оскалом. Можно спрятаться от мира с книгой на природе. Но круг чтения как-то сам по себе сузился до «Слепящей тьмы» Кестлера, «Гуманизма и террора» Мерло-Понти, чтобы упереться в «Козла отпущения» Рене Жирара. Так что вынужден предупредить – оптимизм названия моего проекта может не оправдаться».

Мультимедиа Арт Музей / ул. Остоженка, д. 16 / 12 сентября – 6 ноября / http://www.mdf.ru/

 

«АЕС+Ф. ALLEGORIA SACRA»

Куратор – Ольга Свиблова

Проект с названием ALLEGORIA SACRA, третий по счету проект группы AES+F после «Последнего восстания» и «Пира Трималхиона», показанных на Венецианской Биеннале в 2007 и 2009 годах,  – это открытая аллюзия на одноименную картину Джованни Беллини «Allegoria Sacra» («Священная аллегория») хранящаяся в галерее Уффици во Флоренции. Сюжет этой картины загадочен – самые разные персонажи из христианской и античной мифологии и истории собраны на балюстраде на берегу реки. По одной из версий, наиболее распространенной среди исследователей, Беллини изобразил Чистилище на берегу реки Стикс (реки смерти), где души праведников, ждут решения, куда они будут направлены высшим судом – на небеса или в ад.

По признанию AES+F, эта картина всегда интриговала их. Так участники группы решили, что проект с названием ALLEGORIA SACRA будет частью трилогии о современном мире (Ад – Рай – Чистилище). Художники увидели героев Беллини в случайно встретивших друг друга пассажирах, ожидающих свои рейсы в международном аэропорту – Чистилище. Метафора современной цивилизации, с ее относительными ценностями, вырисовывается из сюрреалистической смеси образов новых и древних религий, стереотипов масс-медиа, комиксов и фильмов фэнтези.

Мультимедиа Арт Музей / ул. Остоженка, д. 16 / 16 сентября – 6 ноября / http://www.mdf.ru/

 

Герман Титов. «Незначительные изменения»

Куратор – Ольга Свиблова

Проект «Незначительные изменения» состоит из трёх частей. Первая – реконструкция выставки – акции «Золотая рука и другие предметы», представляющая собой исследование судьбы восьми картин, изготовленных автором и с целью экспонирования, помещённых в неохраняемое пространство разрушенной фабрики.

Вторая часть – ряд работ, которые можно было бы охарактеризовать, как «экзистенциальное видео». Это результат попытки синхронизации авторского взгляда, направленного внутрь себя, с видеорядом, возникающим на периферии зрения.

Третья часть – акционное видео, фиксирующее процессы возникновения тайных структур («Исчезновения белых кружочков»), утопическую попытку спасения с помощью маскировки в поле массового сознания проекции музыкального инструмента («Камуфляж»), а также создание с помощью горящего пластика и ветра абстрактно-экспрессионистской живописи  («Проекции горящей совы»).

Мультимедиа Арт Музей / ул. Остоженка, д. 16 / 21 сентября – 9 октября  / http://www.mdf.ru/

 

Материал подготовила Мария Юрченко

Вернуться к списку новостей