28 июля на святом острове Валаам концертами православной музыки завершился III международный фестиваль «Академия православной музыки». В Спасо-Преображенском монастыре объединились в праздничной Божественной литургии сразу несколько коллективов: валаамские певчие, сводный хор Академии фестиваля, а так же хор софийских священников.
Несмотря на продолжительный утренний дождь и сильный ветер, толпы гостей и участников фестивальной программы, пересев с комфортабельного теплохода на метеор, устремились в Спасо-Преображенский собор один из главных духовных центров обители. Еще за несколько километров можно было наблюдать чудесную панораму архитектурного ансамбля Валаамского монастыря: зеленые купола величественных церквей и высокая колокольня в окружении дремучих хвойных лесов и необозримых водных просторов Ладоги.
В течение летнего сезона на острове происходит множество событий, связанных с православными церковными праздниками. Однако в один из последних июльских дней на Валааме ежегодно организуются встречи с музыкантами и священниками крупнейшего в России международного фестиваля «Академия православной музыки», артистическим директором и вдохновителем которого является Наталья Орлова. Лучшие хоровые коллективы из России, Закавказья и стран ближнего зарубежья радуют своим исполнительским искусством многочисленных прихожан и жителей острова.
Вид на Валаамский монастырь / Фотограф Сергей Компанийченко / Фото с сайта http://www.valaam.ru
На этот раз выступили с несколькими концертами Сводный хор фестиваля, ансамбль солистов Праздничного хора Валаамского монастыря (дирижер Алексей Жуков), а так же хор софийских священников из Болгарии (регент протоиерей Кирилл Попов).
Кирилл Попов (регент хора Софийских священников, Болгария):
- Для всех нас огромная честь и радость участвовать в таком замечательном празднике православной музыки на северо-западе России. Прежде всего, мы испытали духовный подъем от того, что смогли поклониться святыням русской православной церкви как раз в одном из таких благодатных мест, как Спасо-Преображенский собор Валаама, а так же от общения с прекрасными людьми. У нас в Болгарии существуют две традиции: это восточное церковное пение (одноголосие), насчитывающее тысячелетнюю историю и западное многоголосное хоровое пение. Чаще всего по будням (утром и вечером) в болгарских храмах можно услышать одноголосное пение. По праздникам и воскресеньям поет смешанный, или мужской хор. Человеческая гармония неотделима от божественной, небесной гармонии. Раз мы так поем, можно сказать, что и ангелы так поют. Нельзя же делать абсолютизацию, замыкаться на одной из хоровых основ. Самое главное для нас достойное Божие прославление. Мы всегда сравниваем церковное пение со святым предназначением, чтобы все христиане смогли достичь высшей цели спасения человеческой души. Ведь раньше предполагали, что пение в храме есть анахронизм. Это горькое заблуждение. Слава Богу, что в последнее время таких мыслей в современном обществе удается избегать. Фестивали православной музыки способствуют духовному возрождению народа, сближению национальных культур. Стремление к совершенству есть подобие Божие. Человек любого вероисповедания определенно имеет свою миссию в жизни. Это упование вечная Жизнь.
Немало лет активной хоровой деятельности на Валааме посвятил регент Праздничного хора Спасо-Преображенского монастыря Алексей Жуков. С ним побеседовал специальный корреспондент радиостанции «Орфей» Виктор Александров.
Ансамбль солистов Праздничного хора Валаамского монастыря. Художественный руководитель и дирижер Алексей Жуков
Виктор Александров: Расскажите, пожалуйста, о том, как возродилась церковная певческая традиция на Валааме?
Алексей Жуков: Валаамское богослужебное пение наших дней во многом отличается от того, что чаще всего можно услышать в приходских храмах и даже в монастырях. После эвакуации всей братии обители во время советско-финской войны 1939-40 гг., лишь через 50 лет, 14 декабря 1989 года на Валааме снова возобновилась монашеская жизнь. Братия, прибывшая на остров из Троице-Сергиевой лавры, где звучат в основном замечательные церковные многоголосные напевы, решила использовать во время богослужений древние валаамские одноголосные мелодии. «Ведь мы же на Валааме!» такое было мнение среди прибывших. Эти мелодии и песнопения были изданы еще в 1902 году отдельной книгой «Обиход церковного пения по напеву Валаамского монастыря» экземпляры которой сохранились во многих библиотеках. Это издание содержит в себе почти все основные певческие материалы годового богослужебного круга, поэтому очень удобно для пения на богослужениях.
В начале 90-х годов значительную лепту в дело возрождения валаамского пения внес иеродиакон Вениамин. Совместно с одним из певчих он записал образцы валаамского осьмогласия распевания без нот богослужебных текстов на соответствующие мелодии на аудиокассеты, по которым обучались новоначальные певчие.
Дальнейшее и весьма продуктивное развитие церковного пения на Валааме наших дней тесно связано с трудами регента братского хора середины 90-х годов иеродиакона Германа (Рябцева). Под его началом певчие стали употреблять больше оригинальных знаменных мелодий из Синодального обихода 1772 года. Песнопения этого обихода составляют основу репертуара хора братии наших дней. Совместно с певческой братией и самостоятельно отец Герман записал большое количество альбомов, которые до сих пор популярны и пользуются спросом. Иеродиакон Герман ввел в практику исполнение знаменных и валаамских мелодий с íсоном выдержанным, почти неподвижным нижним тоном, как в греческой и балканских стран Церквях. Это связано с тем, что далеко не все новоначальные певчие имеют специальную музыкальную подготовку для исполнения мелодических линий, изложенных, например, в квадратной ноте, а также с тем, что по своим тембру и высотности голоса у поющих разные. Сегодня эта традиция довольно прочно закрепилась в певческой практике Валаамского монастыря.
Немаловажна деятельность и роль в возрождении валаамского пения заслуженного артиста РФ Игоря Ушакова регента Валаамского подворья в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов. Он создал отличный профессиональный хоровой коллектив, в репертуаре которого звучало большое количество древних одноголосных валаамских распевов.
В наши дни в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре существует замечательный братский хор под управлением иеромонаха Давида благочинного обители. Он весьма одаренный музыкант с высшим образованием, прекрасно понимающий стилистику и особенности именно монастырского пения, очень много трудится по созданию неповторимого колорита звучания монастырского хора, его репертуару в традициях, сложившихся в обители за последние двадцать лет. Отец Давид большой знаток византийского пения, неоднократно обучался и практически занимался церковным пением в Греции и на Афоне. Его помощник иеродиакон Амвросий, также профессиональный музыкант в прошлом, «душа» братского валаамского хора. К ним примыкает небольшой костяк певчих, которые прекрасно знают свое дело, как все вместе, так и по отдельности, поэтому, ни для кого из них не составит сложности пение за богослужением по одному. Всего в братском хоре около десяти человек, большее количество из них распевают мелодии, остальные исполняют исон это стандартная и весьма удобная практика пения.
Сегодня в своей проповеди, обращенной к участникам фестиваля «Академия Православной музыки», отец Давид призвал всех поющих в храмах к пению осмысленному и «едиными устами и единым сердцем». Это очень и очень важно в наши дни, это именно то, к чему мы должны стремиться и просить об этом Бога. Предисловие к Валаамскому обиходу издания 1909 года начинается словами: «Кому неизвестна древняя Валаамская обитель сея строгим уставом, с величественной и суровой природой и с древним Богослужебным пением, которое невольно располагает к молитве и умиляет сердце»? Уже в те времена широко распространилась известность об особом по своему духу Валаамском пении. Слава Богу, эта певческая традиция возрождается и в наши дни!
- Возможность путешествия на Валаам укрепляет в каждом христианине надежду и веру. Какие ощущения Вы испытываете каждый раз, когда возвращаетесь в эти райские места?
- Впервые побывав на Валааме в 1994 году, эта земля и монастырь на ней стали частью моей жизни, моего сердца. Поэтому, искренне боюсь того, чтобы каждое новое посещение Святого Валаама не стало для меня последним
- Хотелось бы узнать немного подробнее о деятельности Праздничного Валаамского хора, который Вы возглавляете.
- Праздничный хор Валаамского монастыря, организованный в начале 90-х годов абсолютно уникальный коллектив. Он не существует постоянно его участники собираются вместе только по особым случаям, например, для сопровождения Патриарших богослужений на Валааме. По благословению игумена обители, епископа Троицкого Панкратия, мне поручено руководить этим хором с 2005 года. Хор небольшой всего 16 человек, но в его составе одни из лучших профессиональных певцов Санкт-Петербурга, постоянно трудящихся в музыкальных театрах, Академической Капелле и в других известных творческих коллективах Северной столицы, заслуженные артисты России и Карелии, лауреаты международных вокальных конкурсов. Все они специально приезжают на Валаам и поочередно трудятся здесь в течение всего паломнического сезона помогают братскому хору, сами поют каждый день позднюю Литургию, дают краткие благотворительные концерты-лекции для многочисленных паломников и туристов в течение всего дня. В концерте на Валааме в рамках фестиваля «Академия Православной музыки» принял участие небольшой мужской ансамбль из состава нашего хора.
Хвала и благодарение Богу за то, что в России в настоящее время существует возможность проведения такого церковно-певческого фестиваля, кульминаций и финалом которого является совместное всеми участниками пения Божественной Литургии в стенах Спасо-Преображенского Собора Валаамского монастыря!
Материал подготовил специальный корреспондент радиостанции «Орфей» Виктор Александров