В 2007 году Жерар Мортье был назначен генеральным менеджером и художественным директором Нью-Йорк Сити Опера. Знаменитый импресарио уже составил амбициозную программу на предстоящие сезоны, началась реконструкция помещения в Линкольн-центре, в котором выступал театр.
Однако тут грянул кризис, и выяснилось, что в первый сезон Мортье предлагалось работать с бюджетом в 36 миллионов долларов, что немногим превышало половину от той суммы, с которой он первоначально согласился. В итоге Мортье подал в отставку, так и не вступив в должность. «Я не могу возглавить театр, бюджет которого меньше самого маленького французского», - сказал тогда Мортье, руководивший Парижской Оперой.
За несколько месяцев до того ему звонили из мадридского «Teatro Real» с предложением о работе. Он отказался. В тот день, когда он покинул Нью-Йорк Сити Опера, ему снова позвонили из Мадрида, и спустя три недели он согласился возглавить «Teatro Real».
В Мадриде, где он недавно завершил свой первый сезон, Мортье стал осуществлять свои нью-йоркские планы. В частности, последней постановкой стала монументальная опера Оливье Мессиана «Франциск Ассизский», представленная не в театральном зале, а в находящейся на окраине Мадрида и вмещающей 12 тысяч человек «Madrid Arena», где выступает баскетбольная команда «Эстудиантес». Режиссерами выступили Эмилия и Илья Кабаковы. Именно этой постановкой Мортье планировал начать свою работу в Нью-Йорке. Более того, декорации уже были готовы и даже отправлены за океан. Потом их пришлось везти обратно в Европу.
Сезон 2011-12 гг. будет состоять целиком из новых постановок. Не будет ни Пуччини, ни Верди, если не считать вечера оперных фрагментов, посвященного демонстрации идеологического смысла использования хора в опере. Единственной оперой Моцарта будет «Милосердие Тита». «Следующий сезон будет испытанием, - заявил Мортье. Я хочу произвести шок. Не скажу, что придумал что-то действительно сложное, но для публики, привыкшей к бель канто, это будет шок. Все будет зависеть от первых трех месяцев, когда пойдут «Электра», «Пеллеас и Мелизанда» и «Леди Макбет Мценского уезда». Если все пройдет хорошо, самое трудное останется позади. В моем возрасте мне нечего терять. Все будет или так, или никак. Я приехал сюда не для того, чтобы ставить «Аиду», «Травиату» и Доницетти».
В дальнейших планах маэстро «Так поступают все» Моцарта в постановке Михаэля Ханеке, «Сестра Анджелика» Пуччини и «Узник» Луиджи Даллапикколы, новая опера Филипа Гласса о жизни Уолта Диснея (сезон 2012-13 гг.), новая опера Чарльза Вуоринена по роману «Горбатая гора» (2014 г.) и т.д.
Контракт Мортье рассчитан до 2015 года. «Тогда мне будет 72 года, - говорит он. В Америке было бы нормально продолжать работать в таком возрасте. Мой доктор говорит: «Вы умрете на поле боя». Не знаю. Я хочу создать здесь студию для молодых певцов. Однако, если для того, чтобы удержаться здесь, мне придется ставить «Травиату», я откажусь. Предпочту выживать где-нибудь еще».