Выдающийся эстонский дирижёр современности Неэме Ярви, глава яркой династии музыкантов, выступил с единственным концертом в Санкт-Петербурге на закрытии XIX международного музыкального фестиваля искусств «Звезды белых ночей». Художественный руководитель форума Валерий Гергиев часто приглашает эстонских артистов к сотрудничеству с симфоническим оркестром Мариинского театра. Очередной приезд маститого Неэме Ярви безусловно стал сенсацией уходящего петербургского смотра.
В свои 74 года Неэме Ярви полон решимости и творческой активности. Его титанической энергии и нордическому темпераменту может позавидовать каждый, кто хотя бы раз бывал на концертах мастера. Строгий жест, концентрация мысли и творческая дисциплина вот что характерно в подходе дирижера к любому из сочинений, за которое бы он не брался. Неэме Ярви отличается тонким вкусом и необычайной деликатностью в выборе концертных программ.
Открывшая вечер симфоническая поэма «Рассвет» Хейно Эллера своим созерцательным настроем и лирикой напомнила переливы и шорохи лесной природы «Похвалы пустыне» из «Китежа» Н.А. Римского-Корсакова, а также ранних оркестровых миниатюр А.Скрябина и А.Лядова. Кроме того, прозвучали Пятая симфония и Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. В качестве солиста выступил известный пианист, выходец из Московской консерватории Александр Маркович. Недавно виртуозный музыкант выступал с Немецким симфоническим оркестром в зале Берлинской Филармонии. Газета «Берлинер Моргенпост» даже сравнила Марковича после этого выступления с пилотом «Формулы-1».
Неэме Ярви: «К музыке надо прислушиваться »
(Специальное интервью маэстро для слушателей радиостанции «Орфей»)
- Маэстро, Вы нечасто выступаете с концертами в Санкт-Петербурге. Почему мы так редко можем слышать Вас в городе, который стал в какой-то степени Вашей музыкальной родиной?
Неэме Ярви: Действительно, мне очень приятно каждый раз снова приезжать сюда. Я испытываю ностальгию по Петербургу. Я ведь учился здесь в консерватории 60 лет тому назад. Какая большая дистанция во времени теперь разделяет вехи моей жизни, боже мой! Петербург невероятно красивый город великой культуры, музыки и богатой архитектуры. Каждое из зданий, в каком бы виде оно ни было, представляет лицо современного Петербурга.
- Какое ощущение Вы испытали при работе с оркестром Мариинского театра?
Должен Вам признаться, что я очень занятый дирижер, огромное количество предложений поступает ко мне со всех уголков мира, чтобы я выступил с концертами. Мне очень импонирует фестиваль «Звезды белых ночей», который стал невероятно популярным за пределами России. В Петербурге замечательные концертные залы и музыкальные коллективы. Здорово, что оркестр Мариинского театра сейчас находится в великолепной звуковой форме. Вот я сейчас живу в Нью-Йорке, и все время, проходя по улицам, вижу афиши гастролей труппы Мариинского театра и Валерия Гергиева: оперы Н.А.Римского-Корсакова, М.Мусоргского, симфонии С.Прокофьева, Д.Шостаковича и масса другой музыки. Я всегда испытываю уважение и любопытство к коллективам, обладающим таким исполнительским арсеналом, такой практикой и колоссальным репертуаром.
- Неэме Августович, в Петербурге Вы нередко дирижировали сочинения современных эстонских композиторов, впервые знакомя с ними российскую публику. В сегодняшнем концерте прозвучала симфоническая поэма «Рассвет» Хейно Эллера. Расскажите, пожалуйста, об этом композиторе, удалось ли Вам сотрудничать с ним лично?
Вы знаете, не всегда получается убедить многих организаторов концертных структур в необходимости присутствия произведений того или иного эстонского автора в концертном абонементе. Что-то иногда мешает им обратиться к нашему репертуару. Однако в силу своих возможностей, мне повезло быть первым исполнителем многих сочинений Хейно Эллера, Арво Пярта, Эдуарда Тубина и Артура Каппа. Большинство произведений этих авторов я даже записал на пластинки с разными европейскими и американскими оркестрами. Их музыка принадлежит всей мировой культуре, не только одной Эстонии. Возьмем, к примеру, грандиозную библейскую ораторию «Миссия Ионы» Рудольфа Тобиаса (выпускника Петербургской консерватории по классу Н.А.Римского-Корсакова). По музыкальному языку подобное произведение сравнимо с баховскими кантатами и отчасти с Восьмой симфонией Густава Малера. Я бы очень хотел продирижировать «Миссию Ионы» Рудольфа Тобиаса в Великобритании на летнем фестивале BBC Proms.
Должен вам сказать, что существуют две композиторские школы Артура Каппа и Хейно Эллера в Тарту и Таллине. Хейно Эллер воспитал плеяду выдающихся композиторов, среди которых Эдуард Тубин и Арво Пярт. Музыка симфонической поэмы «Рассвет» Хейно Эллера немного напоминает ранний стиль А.Скрябина.
Вообще, в Петербурге получили музыкальное образование многие известные деятели эстонской культуры. Поэтому Таллин и Петербург связывают много общих творческих нитей. Меня радует недавнее открытие Эстонской церкви Святого Иоанна, которая функционирует как концертный зал. И этот особняк расположен как раз напротив Концертного зала Мариинского театра. Прекрасно, что одновременно происходит столько нужных городу культурных музыкальных событий. Ведь когда-то, в начале прошлого века Эстонская церковь была центром культуры тех наших музыкантов, которые учились в Петербурге.
- Вам часто удается бывать в Эстонии? Я знаю, не так давно Вы возобновили контракт с Эстонским национальным симфоническим оркестром
После 50-ти лет, когда я был главным дирижером симфонического оркестра и Оперы, решил снова поработать с артистами. В предстоящем сезоне я буду готовить с ними шесть концертных программ. Безусловно, это будет и эстонская национальная композиторская школа, а также симфонии Шумана, Брамса и Шостаковича. Продолжим знакомить нашу публику и с новыми исполнительским именами. Очень интересный эксперимент мы решили провести на пороге осени. В течение нескольких дней мы вместе с моими сыновьями выступим в Таллине с тремя разными оркестрами. Пааво приедет с французским «Оркестром де Пари», Кристиан с Балтийским молодежным филармоническим, ну а я продирижирую на открытии сезона хором Эстонской оперы и Национальным симфоническим оркестром Эстонии. Думаю, зритель сумеет сориентироваться в наших дирижерских лабиринтах и сравнить звучания оркестров. Тем более что такие культурные встречи в Эстонии происходят нечасто. Не будем забывать, что Таллин в 2011 году является культурной столицей Европы.
С маэстро Неэме Ярви беседовал специальный корреспондент радиостанции «Орфей» Виктор Александров