>> Байройт 2011: место встречи изменить нельзя!
Катарина Вагнер (Katharina Wagner) родилась в Байройте в 1978 году от второго брака своего отца, Вольфганга Вагнера (Wolfgang Wagner). Брак руководителя «семейного фестиваля» с собственной ассистенткой Гудрун Мак (Gudrun Mack) произвел раскол в семье. С частью своей родни Катарина познакомилась лишь после смерти матери, скоропостижно скончавшейся в 2007 году.
В качестве режиссера Катарина Вагнер специализируется на наследии прадеда. Ее первой работой стал в 2002 году «Летучий Голландец» на сцене театра Вюрцбурга, последней в 2009-м «Тангейзер» в театре острова Гран-Канариа. Самая шумная и скандальная постановка младшей из Вагнеров «Мейстерзингеры» на сцене Байройтского театра. Возглавив фестиваль, Катарина не только стала его «лицом», но и инициировала ряд новаторских проектов: прямые трансляции спектаклей в интернете, выпуск DVD, оперу для детей.
Катарина Вагнер (слева) с сестрой Евой (справа) на открытии фестиваля / фото с сайта http://www.dw-world.de /
Deutsche Welle: Каждый год в Байройте новое имя, причем из тех, что, так сказать, служат символами режиссерской оперы: Штефан Херхайм с «Парсифалем» в 2009 году, Ханс Нойенфельс с «Лоэнгрином» в 2010-м (разумеется, спектакли идут и в этом году). Премьера года «Тангейзер» Себастиана Баумгартена. Можно сказать, что в Байройте завершилась «смена парадигмы»?
Катарина Вагнер: Я считаю, что Байройту важно иметь широкий спектр режиссеров, которые здесь работают. И конечно, если мы хотим раз в году показывать действительно высококачественный спектакль, то Себастиан Баумгарте относится к числу тех режиссеров, которые должны работать в Байройте.
Что Вы, как интендант, как директор фестиваля, цените в режиссере Баумгартене?
Во-первых, я полагаю, что для режиссера важно не только «иметь идеи», но и знать, как их воплотить, владеть ремеслом. Есть люди с прекрасными концепциями, но когда смотришь их постановки, то видишь: в каждом «выходе» «дырка», или человек не знает, как работать с певцами. Бывает и наоборот: отлично ремесленно, но скучновато на уровне концепции. В Себастиане Баумгартене сочетаются отличные идеи и отличное мастерство.
В Байройте впервые в качестве сценографа работает современный художник. Вы сознательно делает ставку на взаимообогащение разные видов искусств?
Выбор сценографа это решение, которое остается за режиссером. Никто не может рекомендовать такую вещь. Но если сам режиссер этого хочет мы только за. Мне кажется, Лисхут создал прекрасную визуальную основу для спектакля. Для меня лично в этой постановке как раз самое интересное, как режиссура работает в условиях инсталляции.
В «Тангейзере» Баумгартена много острых углов, за которые может зацепиться консервативный зритель. Собираетесь ли Вы защищать постановку от критиков?
Я думаю, ни один режиссер не приезжает в Байройт с намерением кого-то провоцировать. Он приезжают с намерением поставить хороший спектакль. И чего я хотела бы меньше всего, так это «снабжать» спектакль «инструкцией по эксплуатации». Я считаю, что байройтская публика сознательная публика. Люди, которые по десять лет ждали билета, знают, на что они идут. Это же не провинциальный театр, где человек прибежал за пять минут до начала спектакля в кассу и купил билет на то «что дают». Интересным спектакль становится в тот момент, когда люди начинают думать о том, что видят.
Два слова о будущем: где для Вас, как для со-директора фестиваля, сегодня находится самая большая «стройка»?
Это, конечно, новое «Кольцо». Самая большая проблема сейчас это переговоры с будущим постановщиком тетралогии, ведь до 2013 года осталось совсем немного времени. У нас есть конкретный кандидат, и переговоры продвигаются очень хорошо, но пока они не завершатся подписанием договора, дело нельзя назвать завершенным. Кроме того, большой «стройкой» хоть и не «проблемной зоной», в отличие от «Кольца» остается «вагнеровский год» (в 2013 году исполнится двести лет со дня рождения Рихарда Вагнера). Мы планируем, помимо нового «Кольца», постановку трех ранних опер Вагнера «Запрет любви», «Феи» и «Риенци», не входящих в официальный байройтский пантеон.
Имени режиссера, с которым Вы ведете переговоры, Вы называть не будете?
Пока договор не подписан: нет! Я же не сошла с ума!
Вы являетесь основательницей фирмы «BF-Medien», занимающейся, так сказать, «промоушеном» марки «Байройт». Каковы Ваши планы в этой сфере?
Я думаю, мы начали хорошее дело, которое просто надо продолжать: прямые трансляции из Байройта как эта, в Россию, pulic viewing. Кроме того, в этом году у нас будет первая прямая телевизионная трансляция: канал «Arte» покажет 14 августа «Лоэнгрина». Байройт очень долго был «закрытым фестивалем», поэтому нам приходится нагонять других. Но мы стараемся.
В качестве режиссера Катарина Вагнер также весьма востребована: в 2015 году Вы ставите «Тристана и Изольду» в Байройте, но еще до этого, в ближайшем сезоне, вы реализуете в Буэнос-Айересе весьма неожиданный проект: краткую версию «Кольца». Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
Речь идет о семичасовой версии «Кольца». Конечно, можно спорить о том, можно ли сокращать Вагнера. Я считаю можно. Каждый, кто хорошо знает партитуру и либретто «Кольца», знает, что там масса повторов. В начале каждого из вечеров герои сперва долго рассказывают друг другу, что случилось в предыдущий вечер. Если показывать спектакль в течение одного дня, то эти напоминания являются лишними. Шутки в сторону: музыкальная редакция «семичасового кольца» (это чуть меньше половины исходного материла) настолько убедила меня, что я дала согласие на участие в этом проекте.
Какие соображения стояли за идеей этого сокращения? Считаете ли Вы, что современной публике «не по плечу» или «не по нутру» Вагнер в натуральную величину?
Я в принципе считаю, что четыре вечера в театре это слишком много времени, а значит и слишком много денег. Людям, чтобы послушать «Кольцо», приходится фактически брать отпуск на целую неделю. Это не каждый может себе позволить. Я думаю, люди имеют право посмотреть «Кольцо» за один день, с высоким музыкальным качеством и, будем надеяться, интересной режиссурой.
Беседовали: Анастасия Буцко и Ханс-Кристоф фон Бок (Deutsche Welle)