В студии радио «Орфей» известный российский пианист и выдающийся музыкальный педагог Дмитрий Башкиров. Все эти дни он внимательно следил за событиями XIV Международного конкурса имени Чайковского, и теперь в беседе с Фаиной Коган делится своими впечатлениями…
Фаина Коган: Дмитрий Александрович, когда я была в зале, я Вас все время видела, Вы прослушали, наверное, всех пианистов?..
Дмитрий Башкиров: Нет, или, точнее, может быть всех, но не всё.
Скажите. Почему Вы так внимательно отнеслись к этому конкурсу? Это любопытство?
Во-первых, потому, что, так или иначе, я считаю, что конкурс Чайковского – это один из самых интересных и самых крупных конкурсов, которые в настоящее время существуют. Во-вторых, потому что этот конкурс проходит в моем родном городе – в Москве. И, в-третьих, потому что я еще в целом продолжаю интересоваться тем, что происходит в музыкальном мире.
Дмитрий Александрович, я знаю, что Вы всего один раз были членом жюри конкурса – в 2007 году?
Да, меня удостоили этой чести только один раз.
А почему такой сарказм?
Ну, потому что до тех пор очевидно по каким-то соображениям боялись, что я буду занимать чересчур независимую позицию.
На мой взгляд, так это ценное качество для члена жюри?..
Возможно, сейчас оно действительно становится ценным, и дает какие-то результаты, а раньше это было безнадежно.
Дмитрий Александрович, а, если говорить о конкурсе, то Вы упорно не хотели приходить к нам на эфир до того, как будут известны результаты. Скажите, Ваши ожидания оправдались?
И да, и нет. Если говорить об уровне конкурса, то он действительно высокий. Если говорить о том, было ли на нем что-то явно возвышающееся над всем остальным – это вопрос. Это не безусловно. В целом такого единоличного лидера, который бы сразу обратил на себя внимание, и на протяжении всех туров показал, что он бесспорный лидер, пожалуй, такого не было. Зато был целый ряд очень одаренных людей, и каждый в каких-то проявлениях был интересен. На мой взгляд, в целом решение жюри близко отражает реальную картину.
А Вы можете сказать, кто лично Вам понравился больше?
Победителем конкурса стал Даниил Трифонов. Я его знаю. Год с лишним назад у меня был курс в Израиле, и он был моим студентом. Еще тогда я сразу обратил на него внимание, потому что этот человек, несмотря на свой юный возраст, уже имеет свою точку зрения, причем эта точка зрения не спекулятивная, а музыкантская. Это человек, который прекрасно играет на рояле, я имею в виду не количественно, а качественно. Это то, что у нас подразумевается под термином «пианизм», который включает в себя звуковую культуру, пластику, благородство исполнения. Он умница, и это правда. Но я не считаю, что все его выступления на протяжении конкурса были на максимальном уровне его таланта. Ну и что, ведь он играет уже третий конкурс за полгода. Возможно, сказывается усталость. Но я верю в его большой талант, который, мы все увидим, будет еще меняться.
Очень меня тронул и подкупил своими сольными выступлениями молодой кореец, которому 17 лет (Чо Сёнгчжин, прим. ред.). Здесь я мог бы несколько усомниться в правильности педагогического выбора его репертуара на финальных стадиях конкурса. Он явно не справился с Третьим концертом Рахманинова, да и в Чайковском он был достаточно уязвим. Но (!) мальчик исключительно музыкальный, у него прекрасно звучит рояль, и, если он будет развиваться гармонично и постигать закономерности интерпретаций европейской музыки, то будущее у него, определенно, есть.
Я с уважением отношусь к молодому человеку Алексею Чернову, который получил пятую премию. Я его тоже знаю. Он меня привлекает именно тем, что ничего не продает по дешевке – он честно, благородно, солидно, с достоинством делает свое дело. Он достоин уважения и он достоин этой премии, но при этом в его игре есть некие дефекты, которые не создают настоящую ауру, музыкальную харизму. Над этим ему нужно еще поработать, и я со своей стороны постараюсь ему подсказать, что можно сделать, чтобы его игра приобрела большую артистичность…
Беседовала Фаина Коган
Полностью беседу с Дмитрием Башкировым слушайте в прикрепленном аудиофайле.