На днях в Камерном зале Московской филармонии состоялась пресс-конференция с председателем оргкомитета XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского художественным руководителем и директором Мариинского театра в Санкт-Петербурге, прославленным дирижером Валерием Гергиевым, который подвел итоги и дал развернутый комментарий по поводу нынешнего конкурса. Предлагаем вашему внимаю фрагменты этого интервью.
Валерий Гергиев: «Сегодняшний состав жюри, безусловно, вызывает уважение. Это люди, которые десятками лет добывали себе мировую славу. Многие из них имеют непосредственное отношение к истории Конкурса Чайковского. Далеко не все члены жюри разделяли мнение части публики, но это никак не характеризует их с плохой стороны. Мне, например, немало вопросов задавали по поводу, почему не прошел Копачевский. Но там и Лубянцев не прошел. Кому-то показалось, что Кунц не прошел и это плохо, а кому-то показалось, что ему еще надо поучиться.
История этого конкурса пишется на ваших и на наших глазах. Я думаю, главный результат действительно вызвал, если не возбуждение и не ажиотаж, то, по крайней мере, огромный прилив интереса и больших эмоций. Мы к этому стремились, и для этого не надо никого «подрезать». Разговоры о японских миллиардах я считаю напрочь лишенными какого-либо основания это просто глупость, которой нет места на этом конкурсе, как нет места на нем и неуважительному отношению к кому-либо из конкурсантов. Я ни на секунду не сомневаюсь, и несу полную ответственность за то, что люди, которые работают в четырех составах жюри, многократно и на самых лучших сценах мира доказали, что они входили и входят в элиту мировой музыкальной классической школы.
Сейчас идут очень жесткие дебаты в Петербурге в специальностях «скрипка» и особенно «вокал», мнения разделяются. Сделано все для того, чтобы Конкурс Чайковского перестал быть собственностью Московской консерватории, а стал действительно международным. Также сделано немало и для того, чтобы конкурс перестал быть только московским, особенно учитывая ситуацию с ремонтом Большого зала консерватории. Даже в правительстве ни один человек не прогарантировал, что зал будет открыт. Возможно, это звучит трагически, но сегодняшний конкурс проходит в Москве и в Петербурге. Страна, которая прошла через сумасшедшие трудности не смогла сохранить нетронутым даже такое сокровище, как Конкурс Чайковского. И те люди, которые героически без финансирования пытались выстраивать конкурс в 94-м и 98-м году, наверное, заслуживают только благодарности.
Сегодня наша работа сводится к тому, чтобы здесь были самые маститые музыканты. Нравится нам это или нет, но необходимо дать уважаемым членам жюри сделать свою работу. Преобразование этого конкурса это нечто естественное, потому что меняется весь мир. Сегодня важнее то, чтобы люди, которые играют музыку Чайковского, одновременно могли играть и музыку живущих композиторов. И то, что сегодня в зале Пендерецкий, и то, что вчера в Петербурге был Родион Щедрин для меня это страшно важно.
Мне кажется, что этот конкурс должен быть очень интернациональным, и при этом он всегда будет оставаться московским и российским. Потому что самые горячие дебаты всегда будут здесь, но если при этом будет полное отсутствие дебатов вокруг Москвы это гибель для конкурса. Поэтому, пока я вовлечен в этот процесс, я всегда буду думать о том, чтобы этот конкурс был очень мощным, активным и горячим по своему духу. Потому что такова его судьба ведь он начинался с победы Вэна Клайберна, и каким орлом он перелетел через этот «железный занавес» никто до сих пор не понимает. Он увез отсюда золото, и этому конкурсу не стоит терять эту легендарную, эпохальную славу »