Первая в мире копия фортепиано Ференца Листа - Boisselot 1846 будет представлена 26 июля в Вигмор холле в Лондоне, а затем в сентябре в Большом концертном зале Польского радио и телевидения в Варшаве.
Создатель - Пол МакНалти, известный в мире создатель старинных фортепиано, а также имеющий репутацию лучшего в мире реставратора старинных фортепиано. Он был выбран фирмой Классик Штифтунг Веймар для создания копии любимого персонального фортепиано Ференца Листа Boisselot 1846 г., на котором композитор играл у себя дома на протяжении 40 лет. Эта копия представлена публике в год празднования 200-летия со дня рождения Ференца Листа.
Копия Boisselot будет представлена в Веймаре пианисткой Вивианой Софроницкой. Немецкое MDR I 3SAT телевидение снимает 45 минутный фильм о процессе создания Полом МакНалти копии инструмента Ференца Листа.
Фэренц Лист был влюблен в этот инструмент. Он писал Хавьеру Буасло: «Как ты знаешь, последние 13 лет моей учебы в Веймаре я храню в своем кабинете фортепиано, которое мне прислал брат Луис в Одессу в 1846 году. Я никогда не соглашусь поменять его и буду хранить его до конца моих дней как самого близкого партнера в любимой работе»
Классик Штифтунг Веймар является одной из первых организаций, которая взялась осуществить подобную идею, начиная с тех времен как композиторы и музыканты играют на так называемых новых фортепиано. Идея воссоздать старинные фортепиано была выдвинута еще Антоном Рубинштейном в 1892 году, тогда он посетовал что фортепиано, которые он знал в своей юности больше не производятся, а фортепиано в музеях потеряли свое звучание. «Я думаю, что инструменты всех времен имели звуковые краски и эффекты, которых мы на нынешних инструментах не можем передать, что сочинения тогда задумывались для существовавших инструментов и только на них могли произвести полное впечатление, следовательно, сыгранные на нынешних инструментах, они скорее теряют. Выразительное исполнение на тогдашних инструментах было возможным, мы только не можем себе таковое представить на том, что нам ныне известно под именем фортепиано. Вообще, мы не можем иметь понятия о тогдашних инструментах, даже находящихся в музеях Лондона, Парижа, Брюсселя и т.д. не могут нам его дать, так как время изменяет до неузнаваемости звучность клавира и, кроме того, нам совершенно неизвестно главное-способ употребления этих инструментов. Странно, как мало сведущи в этом вопросе специалисты (инструментальные мастера).»
Пол МакНалти: «Классик Штифтунг Веймар одолжил нам оригинальный инструмент, но он совершенно не звучал, можно было только изучать его, копировать размеры и ожидать результата нашей работы. Инструмент того периода был намного массивнее чем в 1830 году, т.к. стальная проволока из Англии была заменена железной и это изменяло отношения взаимозависимых акустических элементов инструментов-молотков, струн, деки».
Пол МакНалти начал заниматься производством фортепиано после обучения в консерватории в Балтиморе. В 1978 году поступил в школу настройщиков под руководством знаменитого мастера Билла Гарлика. По окончании школы получил диплом фортепианного мастера и настройщика, с присвоением высшей классификации-экзаменатор. Проработав несколько лет в Амстердаме, Пол переехал в Чехию в 1995 году.
Начиная с 1985 года Мак-Налти воссоздал более 150 фортепиано, это копии Stein, Walter, Hofmann, Graf and Pleyel, на многих из них были сделаны студийные записи. В разные годы инструменты мастера приобрели Николаус Арнонкур, Пол Бадура-Шкода, Трэвор Пинок, Трудели Леонхарт, Милькольм Билсон, а также университеты и ведущие центры мира по изучению старинной музыки в Лондоне, Базеле, Гарварде, Оберлине и др.
В 2009 году Пол создал 2 копии рояля Плейель 1830 года, любимого инструмента Ф.Шопена.