По материалам РИА Новости
Реставрация старинного органа Большого зала Московской консерватории, который был закрыт с мая прошлого года по июнь нынешнего в связи с восстановительными работами, начнется следующим летом.
Большой зал консерватории был закрыт на реставрацию год назад и открыт вновь 8 июня 2011 года. Одной из основных задач руководства консерватории и строителей было сдать зал к началу Конкурса имени Чайковского, который с 1958 года проходит в стенах учебного заведения каждые четыре года и в этом году стартовал 14 июня.
К открытию Большого зала были решены все вопросы, связанные с реставрацией в том числе установлены новая мебель и вентиляция, сданы и подключены все инженерные системы, а также улучшена уникальная акустика помещения, которая будет поставлена под охрану. Однако электроснабжение Большого зала поначалу будет ограниченным.
«Главная задача, которая остается невыполненной по Большому залу, это реставрация органа. Хотя он выглядит прекрасно, это только его фасадная часть. Сейчас орган нельзя эксплуатировать, он находится на грани полного разрушения», отметил ректор учебного заведения Александр Соколов.
По его словам, главная проблема в том, что орган создан в 1899 году специально для Большого зала парижской фирмой А. Cavaille-Coll, которой больше не существует. «Сейчас мы нашли фирму, которая может называться правопреемником по методикам. Она находится в Швейцари, и уже все переговоры относительно реставрации органа проведены. Исходя из этого, мы рассчитываем, что уже летом следующего года приступим к этой важной для нас фазе», сказал ректор.
Соколов отметил, что орган никогда не реставрировали: «Это, с одной стороны, плохо, а с другой хорошо, потому что никто всерьез не вторгался в его механику. Таким образом, он остается аутентичным инструментом, что очень редко в Европе. Обычно органы становятся гибридами французских и немецких систем, а у нас действительно оригинальная французская система, и мы очень заботимся о том, чтобы она была сохранена», заключил он.
К 150-летию Московской консерватории в 2016 году планируется завершить все работы по ее восстановлению, включая здания в Большом и Малом Кисловском переулках, студенческий корпус и новый оперный театр.
Московская государственная консерватория имени Чайковского один из самых знаменитых творческих вузов мира, который фактически представляет собой синтез высшего музыкального учебного заведения, научного центра, библиотеки и концертной организации. Московская консерватория единственный музыкальный вуз России, которому присужден статус университета.
История органа Большого зала Московской консерватории
(Из репортажа Алексея Зубова от 2006 года. Источник: http://news.oboe.ru/)
В двух словах легенды и правда о «Кавайе». Очень часто консерваторцы гордятся тем, что их «Cavaille-Coll» «последний орган» знаменитой французской фирмы, давно канувшей в Лету.
А дело было так. Сначала тогдашний директор консерватории Василий Сафонов решил заказать под строящийся Большой зал орган на 70 регистров у немецкой фирмы «Валькер». Те уже составили чертежи, проекты... как вдруг заказ был аннулирован. В Москву приехал влиятельный органист Шарль-Мари Видор (кстати, сотрудничавший с Чайковским). Он-то и посоветовал Сафонову взять «более подходящий русским» заказ в Париже у мастера романтической школы Аристида Кавайе-Колля. И это несмотря на то, что органы Кавайе были значительно дороже валькеровских (конечная стоимость «француза» 45 902 руб. 73 коп.), да и на 20 регистров поменьше («Кавайе» в БЗК 50 регистров, 3136 труб). Сафонов дал «добро». Орган сделали за два года, и к лету 1899-го он был смонтирован на фирме. Но сам Аристид, долго болевший, умер 13 октября, поэтому вся последующая судьба органа легла на плечи его преемника Шарля Мютена. Остается неясным, сколь велик вклад самого Аристида в этот орган. Известно лишь, что в официальном каталоге фирмы среди органов, «построенных Кавайе-Коллем», московский орган... не значится.
Здание Большого зала еще не было готово, и орган, дабы не гнил без дела, выставили на Всемирной Парижской выставке (1900) в Русском павильоне. По завершении форума он был разобран и вновь смонтирован уже в Москве. Все органостроители знают, что сделать орган полдела, главное его правильно интонировать, заставить трубы звучать так, а не иначе. Так вот: ни Аристида Кавайе-Колля (который уж почил), ни Шарля Мютена (которого Сафонов приглашал, да тот не приехал) в Москве не было, они лично орган не интонировали. Этим занимались мастера Перу, Оше, Гензон и Дюмон. А первый концерт Видор дал лично 11 апреля 1901 года.
Печальное жизнеописание органа второй половины XX века мы опускаем: все мы помним о трех малоудачных ремонтах-вмешательствах в «Кавайе» (мастера Ляманна в 1958 году, фирмой «Зауэр» в 1968-м и «Мишель, Мерклен и Кун» в 1975-м). В 1988-м изнасилованному как только можно органу наконец присвоили статус «художественно-исторического памятника».