История театрального костюма с Анной Пахомовой
Об авторе
Пахомова Анна Валериевна профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «studio Д`Антураж», сотрудничает с журналом «Ателье», преподает в Российско-французской академии моды, дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.
Когда мы посещаем театр, большое впечатление на восприятие спектакля оказывает костюм. Если костюмы и оформление спектакля удачны, красивы, соответствуют эпохе, отражают внутренний мир героев - это усиливает зрительское восприятие. Случается, что визуальные средства скудны и нелепы, тогда старания актеров бывают напрасными, поскольку зрелищная сторона очень важная составляющая театрального представления будь то балет, опера и т.д. Не сомневаюсь, что каждый человек, обладающий определенным зрительским опытом, накопил ряд положительных и отрицательных примеров.
Слева: Эскиз немецкого этнографа, путешественника и академика Императорской Академии наук и художеств И.Г.Георги, автора книги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопримечательностей». Справа: Дипломная работа Юлии Щербак к маскараду 1740 г. При дворе Анны Иоанновны «Свадьба шутов в Ледяном доме» по гравюрам Иоганна Георги Готлиба.
Искусство создания театрального костюма требует колоссального мастерства и глубоких знаний от тех, кто им занимается. Художникам по костюму необходимо знать историю искусства общую и костюма в частности. А те художники, которые делают не только эскизы, но и реализуют в материале свой замысел (или исполняют идею главного художника по костюмам), должны уметь точно воплотить его в ткани или другом материале.
Так как наша рубрика посвящена театральному костюму, я думаю, что отступление от выбранного нами хронологического порядка повествования в предыдущих частях будет вполне уместным, и в этом очерке мы поговорим о тех, кто создает костюмы. Искусство создания театрального костюма существует столько же времени, сколько и сам театр. В качестве примера сразу вспоминается античный театр, древний японский театр с масками, особыми головными уборами, цветовыми решениями костюмов положительных и отрицательных, комических и трагических персонажей, веерами, обувью и пр. Помимо работы художника по костюму, значима в реализации художественной идеи и работа бутафора, которая мне представляется настоящим волшебством. Если обратиться к точным формулировкам откроем словарь: бутафория (итал.) - 1) предметы, имитирующие подлинные (на сцене театра, в витринах магазинов и т. п.); 2) мишура, поддельная роскошь[1] или бутафория - предметы театральной обстановки (мебель, посуда, оружие и т.п.), воспроизводящие внешний вид настоящих вещей[2]. И еще одно: бутафория (ит. butta fuori, букв. «выбрасывай» - первонач. приказ режиссера актеру выходить на сцену). Предметы, составляющие обстановку играемых пьес (театр.). Переносный смысл - фальшивая обстановка, имеющая целью создание ложной иллюзии[3].
Слева: Эскиз костюма к балету «Королева льдов» 1865 г., постановка в Мариинском театре была осуществлена только в 1871 г. под названием «Дочь снегов». Справа: Евгения Серганова. Макет, выполненный с эскиза костюма к балету «Королева льдов».
Сегодня бутафория широко применяется в оформлении не только спектаклей, но и торговых или концертных залов, выставочных пространств. Различные технические приемы позволяют создать имитацию скульптуры, мебели, оружия, продуктов питания, текстиля и других предметов, которые используется в качестве декора при проведении праздников, торжественных мероприятий, рекламных акций. Бутафория во многих случаях успешно заменяет оригинальный реквизит, поскольку зачастую она обходится дешевле и является более практичной. К примеру, муляжи цветов, фруктов и овощей не вянут и не портятся, в отличие от оригиналов, а искусственные камины, холодильники и сундуки будут стоить дешевле, чем настоящие предметы. Имитация вышивки или кружева будет неотличима от настоящих с пяти шагов, а работа над ней не займет множества дней кропотливого труда. Искусно выполненные аналоги настоящих предметов невозможно отличить от оригинальных. Современные материалы и технологии изготовления бутафории позволяют достигать очень большого сходства. Кроме того, многое зависит от таланта и умения мастера.
В качестве иллюстративного материала, я решила использовать фотографии, сделанные мной на великолепной выставке «Русский театр в представлениях и действах XVII-XX вв.», которая прошла этой весной в музее им. А.А. Бахрушина. Были представлены работы студентов школы-студии МХАТ (кафедра сценического костюма). Надеюсь, что представленные на этой странице костюмы удивят и восхитят читателей также как и меня во время посещения выставки.
Ольга Никулина. Фрагмент макета к постановке Малого театра спектакля «Ревизор» Н.В.Гоголя по рисункам П.М. Боклевского 1836-1858 гг.
Костюм может рассказать о многом о его хозяине, настроении, политических веяниях, модных тенденциях и др. Преподаватели и студенты кафедры сценического костюма уверены, что театральный костюм может поведать еще больше. Выставленные экспонаты давали посетителям уникальную возможность проследить историю формирования и развития русского театра от спектаклей в доме князя Голицина и маскарадов при дворе Анны Иоанновны до премьер Большого театра в конце XIX в. Образное повествование велось как от мужского, так и от женского лица: бабочки и муравья из балета «Капризы бабочки» (по пьесе Я. Полонского «Кузнечик-музыкант»), смелой Юдифи и жестокого полководца Олоферна из оперы А. Серова «Юдифь», Марии и Пьера из австрийской деревни в балете М. Петипа «Привал Кавалерии»
В основе некоторых работ - подлинные эскизы костюмов и декораций, хранящихся в Бахрушинском музее. Посетители имели редкую возможность увидеть рисунки к спектаклю по пьесе С. Полоцкого «Комедия-притча о блудном сыне» (гравюры XVII в.), к балету «Королева льдов» (художник А. Шарлемань), к спектаклям «Ревизор» Н. Гоголя и «Доходное место» А. Островского (художник П. Боклевский).
За каждым костюмом видна грандиозная работа, проделанная будущим художником совместно со своим руководителем. Например, костюмы к балету «Королева льдов» по эскизам художника А. Шерлеманя полностью отражает специфический покрой и материалы, которые использовались при их производстве в XIX в. А декорации и костюмы к спектаклю Шереметьевского театра «Браки самнитян» (1785 г.) восстанавливались по портрету Просковьи Жемчуговой и рисункам французских художников.
Удивительно смотрелись макеты костюмов, головных уборов, имитации тканей и кружева. Все выставленные сценические костюмы прошлого выполнены не из ткани, а из кальки и крафта (упаковочная бумага). Искусными руками эти демократичные материалы превращены в шелк, бархат, дорогие вышитые и набивные ткани.
Слева: Любовь Андрейченко. Тема дипломного проекта: «Спектакль «Бедность не порок». Фрагмент реконструкции костюма. Справа: Ольга Никулина. Фрагмент макета костюма к постановке Малого театра спектакля «Ревизор» Н.В.Гоголя по рисункам П.М. Боклевского 1836 1858 гг.
Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном и не только - еще металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу, а также в области изготовления ювелирных изделий, различных аксессуаров и т.д. Из всей массы существующих приемов и методов можно выделить главнейшие технологические процессы, которые лежат в основе данного производства. К ним относятся работы с папье-маше, металлом, пластмассами, синтетическими материалами, мастиками и пастами. Каждый из этих процессов может быть применен самостоятельно или в комбинации с другими в любом виде реквизита. Если это большая декорация, выбор технологии изготовления во многом зависит от мастера-исполнителя. Всего многообразия приемов, технологий, способов изготовления и применяемых материалов перечислить невозможно. Классический способ изготовления бутафории из папье-маше (несмотря на все достижения в области применения пластических масс) все еще не теряет своего значения и является технологической базой бутафорского производства, что, собственно и было наглядно продемонстрировано на выставке «Русский театр в представлениях и действах XVII-XX вв.».
Раньше словом «бутафория» обозначали специально изготовленные предметы, которые применялись в театре вместо реальных вещей. В наши дни бутафорию применяют не только в спектаклях, но ее используют как праздничное оформление в рекламных акциях, в оформлении корпоративных праздников и мероприятий, оформлении детских праздников. Большая декорация всегда интересна, а изготовление возможно только по технологии бутафории. Большинство изделий делается вручную, над каждым работает один, иногда два бутафора.
Слева: Ольга Васина. Тема дипломного проекта: «Реконструкция костюма к балету Мариинского театра «Капризы бабочки». Справа: Елизавета Хинская. Реконструкция ткани. Тема дипломного проекта: «Комедия «Притча о блудном сыне». Впервые был поставлен, вероятно, в 1685 г.
В разные времена к работе над театральными костюмами и декорациями создатели спектаклей привлекали самых лучших художников, скульпторов, архитекторов. Каждый творец, создавая оформление, вкладывал в работу частицу своего таланта. Например, над балетом «Капризы бабочки», который был поставлен по случаю бракосочетания Великого князя Павла Александровича с дочерью греческого короля Александрой Георгиевной (премьера состоялась 5 июня 1889 г.), трудился художник-скульптор П.П.Каменский. Он выполнил костюмы в реалистической манере. Такое решение оказалось необыкновенно удачным. Театральный критик «Петербургского листка» восторженно писал в рецензии: « Балет «Капризы бабочки» оказался не столько хореографическим произведением, сколько художественно и высоко артистическим в смысле идеальных по вкусу, роскоши, богатству, оригинальности костюмов и по прелести декораций». Как бы хотелось, чтобы и мы после посещения театра всегда давали подобные отзывы работе современных театральных художников, оставаясь очарованными увиденным на долгое время.
В следующий раз, мы начнем цикл бесед о том, как развивался русский театр в XVIII веке...
[1] Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова
[2] Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
[3] Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова