Новая постановка оперы Джузеппе Верди «АИДА» на сцене концертного зала Мариинского театра в режиссуре Даниэле Финци Паска.
Одну из нашумевших опер Джузеппе Верди «Аида» в Концертном зале Мариинки поставил режиссер Даниэле Финци Паска, швейцарец итальянского происхождения. В России этого человека знают по гастролям шоу "Кортео" в Цирке дю Солей, спектаклю "Донка" по пьесам Чехова, поставленному в театре "Балтийский дом", а также церемонии закрытия Олимпийских игр в Турине.
Даниэле Финци Паска задумал очередной оперный проект год назад, встретившись в Петербурге на просмотре футбольного матча с Валерием Гергиевым, где оба и обсудили возможность премьерного спектакля для второй сцены Мариинского театра. Выбор пал на "Аиду" Джузеппе Верди, правда пока на сцене Концертного зала театра.
Постановка Даниэле Финици Паски седьмое обращение Мариинского театра к «Аиде» за последние сто с лишним лет: впервые на русском языке оперу поставили в Мариинке в 1877 году, затем, в новом варианте, в 1893-ем, потом в 1922-ом и ещё несколько раз на протяжении советской эпохи.
Даниэле Финци Паска вовлекает зрителя в процесс оперного спектакля подобно футбольному матчу
Даниэле Финци Паска, режиссер (Швейцария): «Мне очень приятно работалось с труппой Мариинского театра. Одной из важных задач на моем пути стояла попытка сделать оперу Верди более интимной и камерной. Акустическое пространство Концертного зала Мариинского театра невероятно этому способствует. Хотелось разрушить стереотип об «Аиде» как о чём-то таком величественном. Это гораздо более человеческая история. В этой опере меня непреодолимо увлекает пацифисткий подтекст. Нам кажется наивным сегодня кричать: «война, война», «проклятье врагам», «смерть предателям», но в «Аиде» ненависть пересекается с любовью. И это поразительно, насколько быстро любовь нас воспламеняет. Для меня красота оперы заключена в самой партитуре, глубину же ей придает интерпретация, которая должнв подтолкнуть публику к путешествию внутрь себя. Нельзя забывать о том, что зритель, приходя в театр, хочет просто услышать историю о жизни. На мой взгляд, чтобы сделать оперу современной необходимо ее приблизить к нашим естественным эмоциональным переживаниям.. Герои Верди это не простые характеры, они требуют понимания, диалога и во многих случаях прощения».
В интригующем спектакле Даниэле Финци Паски и Джованны Буцци (художник по костюмам) все непривычно и оригинально: доспехи и короны сделаны из бумаги, а мечи и шлемы из фольги. Световая гамма оттенков превалирует на протяжении всего действа (художники по свету Даниэле Финци Паска и Алексис Боулс)
Среди исполнителей главных партий: Екатерина Шиманович, Анна Маркарова, Виктория Ястребова (Аида), Екатерина Семенчук, Любовь Соколова, Злата Булычёва (Амнерис), Август Амонов, Ахмед Агади (Радамес), Владимир Ванеев, Эдем Умеров (Амонасро).
За дирижерским пультом 11 июня в Концертном зале Мариинского театра стоял Валерий Гергиев
Валерий Гергиев: «Мне кажется совершенно необходимым давать в Концертном зале Мариинского театра популярные оперные спектакли с той целью, чтобы публика могла свободно знакомиться вообще с жанром оперы здесь на этой сцене, где в чём-то проще сделать шаг навстречу в опере. Строго говоря, это изумительный зал-театр, располагающий всеми средствами необходимыми для осуществления масштабных постановок. Считаю приглашение швейцарского режиссера Даниэле Финци Паска огромной удачей для Мариинского театра. Его экспериментальные работы знамениты на весь мир. Это деликатный художник с большим воображением и ловкостью ума, очень изысканный и со вкусом, и в то же время человек, который работал над сумасшедшими проектами вроде церемонии закрытия Олимпийских игр. Человечество получает такие зрелища раз в четыре года. Конкурс ненормальный за возможность поставить нечто грандиозное. Даниэле мне вчера рассказывал как он получил приглашение. Он думал, что его разыгрывают друзья. Сам он человек скромный и довольно застенчивый, но способный создать невероятное театральное явление как часть нашей жизни. И за это мы ему безмерно благодарны. Работали в очень хорошем контакте, год назад уже визуально представляли себе варианты спектакля. Сегодня я остался доволен работой солистов, хора и оркестра Мариинского театра. В ближайшие два месяца предстоят еще пять спектаклей, и конечно же следующий сезон не будет обойден вниманием без новой «Аиды».
Отмечу, что в 2012 году в планах Мариинского театра еще один проект в сотрудничестве с Даниэле Финци Паска. Постановка сценической кантаты «Carmina Burana» Карла Орфа будет приурочена к открытию второй сцены Мариинского театра
Виктор Александров, корреспондент радиостанции «Орфей» (Санкт-Петербург Москва)