На днях в одном из живописных уголков шлезвиг-хольштейнской земли Любеке (Германия) в зале Конгрессов состоялся очередной выездной концерт симфонического оркестра Северогерманского радио. Напомним, что основной площадкой коллектива является зал Ляицхалле (Laeiszhalle) в Гамбурге. Выступления одного из лучших оркестров северной Германии часто пользуются большим успехом у публики. На сей раз за пультом стоял темпераментный финский дирижер и композитор Эса Пекка Салонен.
В качестве солиста в Клавирном концерте ре минор К.466 В.А.Моцарта выступил французский пианист Давид Фрай. Игре молодого артиста свойственны свобода самовыражения: бережное владение инструментом, мягкое туше, прозрачность фактуры и ясность гармонических линий. Ключевой частью программы стала музыка венгерского композитора Белы Бартока. Прозвучали Музыка для струнных, ударных и челесты (1936) и Концерт для оркестра (1943).
Эса Пекка Салонен органично подошел к музыке венгерского композитора. Оркестр Северогерманского радио порадовал волшебной игрой: роскошные переливы струнных, магические шорохи ударных в сочетании с декоративными переливами челесты соответствовали тревожной атмосфере сочинения, характерной для середины 1930-х годов, опального времени предвоенных катаклизмов.
Эса Пекка Салонен в работе с любым музыкальным коллективом инстинктивно воспринимает общую оркестровую палитру сочинения, непременно вносит свои веяния и всегда добивается высокого художественного результата. Меня удивило его пристальное внимание к тембрам и фразировке. Маэстро не позволяет музыкантам спонтанных откровений, напротив, всегда присутствует постоянная работа мысли и в то же время удивительный процесс музицирования.
- Господин Салонен, какие перспективы развития музыки Белы Бартока Вы видите сегодня?
Эса Пека Салонен: «Бела Барток - один из великих мастеров композиции. В свое время его музыка была по-настоящему недооценена. И даже сегодня у нас не хватает знаний о Бартоке, многие не понимают эмоциональной части его музыки. Мы часто думаем о Бартоке как о представителе модернизма, фольклоризма, но не думаем о невероятной выразительной силе его музыки и эмоциональности. Чем чаще я исполняю его произведения, тем больше убеждаюсь, что это один из великих композиторов всех времен».
Музыка Концерта для оркестра Белы Бартока великолепна в своей стилистической законченности и тематическом многообразии. Композиторский дар венгерского автора здесь чересчур оригинален и самобытен. Эса Пекка Салонен добился от оркестра удивительной гибкости и сонорности звучания. Обилие контрастов и резкие смены гармоний еще больше способствовали художественному восприятию этой музыки.
Виктор Александров, Любек (Германия) специально для радио «Орфей»