В Санкт-Петербурге проходят прослушивания конкурсантов XIV Международного конкурса имени Чайковского по специальности «сольное пение». В составе международного жюри впервые принимает участие лауреат международных конкурсов, великолепный певец Ильдар Абдразаков. Для него и его супруги – Ольги Бородиной – это возможность просто вернуться домой после многочисленных выступлений на лучших сценах мира.
Перед конкурсными прослушиваниями Вероника Романенко взяла интервью у Ильдара Абдразакова.
И. Абдразаков: Чайковский – композитор, который жил и в Петербурге, и в Москве. Москва – это столица, а Санкт-Петербург – культурная столица. И очень здорово, что слушатели могут присутствовать на конкурсе и в Петербурге, и в Москве. И так как эти города находятся рядом, это можно съездить и туда, и сюда, и послушать.
В. Романенко: Но с другой стороны, от многих вокалистов слышу, что Петербургская атмосфера, влажность не благоприятна для голоса. Вообще для конкурсантов это дополнительные испытания?
Я бы сказал - наоборот, для меня лично влажность – это наоборот хорошо. Когда очень сухо, тогда бывают какие-то проблемы. Единственное, что сейчас не очень хорошо в Петербурге, так это тополиный пух, везде залетает, невозможно открыть окно. Это очень влияет на голос.
Современная атмосфера предполагает наличие визуального образа. Очень важно как выглядит певец, его актерские качества. Это всё большую актуальность приобретает с развитием кинематографии. А насколько уходят на другой план сами природные голосовые данные?
Да нет, если певец прекрасно поет – он всегда будет на первом плане. Даже не важно, какие у него актерские возможности. Если он здорово поет, делает от души и красиво, всё очень органично, то он всегда будет на первом плане.
А что для Вас самое главное в вокалистах? На что Вы в первую очередь обращаете внимание?
Самое первое – это большое сердце, глубина души и стиль.
Конкурс немного изменил свои правила – это отказ от председателя жюри, другая система подсчета баллов. Как Вы к этому относитесь?
Дело в том, что это для меня первый конкурс, в качестве жюри я первый раз. Поэтому мне тяжело сказать. Конечно же, если бы мы обсуждали, может было бы легче по подсчету голосов и при обсуждении, всё-таки можно поговорить и обсудить. А так как придется ставить баллы от 1 до 25, то уже каждый сам по себе будет вести подсчет.
Программа из произведений Чайковского всё-таки предусматривает какую-то предрасположенность к русской музыке. И поэтому в основном - вокалисты из России или стран ближнего зарубежья. Хотя есть представители и из Канады, Южной Кореи. Как Вы думаете, такой более уход конкурса в интернациональное русло, что произошло с другими инструментальными специальностями, в вокальной специальности возможен?
По-моему это всегда было. Конкурс Чайковского славился своей международностью, много очень участвовало певцов из-за рубежа. Это очень сильный конкурс, важный конкурс. И после этого конкурса, я думаю, победителю уже можно и не участвовать в других конкурсах. Если ты лауреат конкурса Чайковского, то это, скажем, уже большая галочка в твоей карьере.
Полный текст интервью слушайте в аудиофайле