В следующем сезоне Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета отпразднует свое столетие. В преддверии этой даты, специальный корреспондент «Орфея» Екатерина Андреас встретилась с директором театра Андреем Геннадьевичем Шишкиным для того, чтобы обсудить вопросы подготовки к торжеству, новый репертуар и культурные связи с Москвой.
- Андрей Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, о премьере спектакля "Любовь к трем апельсинам" Сергея Прокофьева. Как восприняла постановку публика?
- Долгое время я исходил из того, что театр при подготовке к своему 100-летнему юбилею должен руководствоваться знаковыми спектаклями. Поэтому репертуарная афиша театра за последние годы основывалась, в большей степени, на русской классике: «Руслан и Людмила», «Царская невеста», «Пиковая Дама»... В некотором смысле, именно благодаря русским спектаклям мы смогли вернуть зрительскую аудиторию. В то же время мы почувствовали, что в афише нашего театра наметилась острая нехватка произведений ХХ века. Поэтому в недавней дискуссии с главным дирижером Павлом Клиничевым мы пришли к выводу о необходимости постановки оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" - произведению с принципиально иной музыкальной стилистикой и манерой пения, так необходимой нашему театру. Конечно, выбирая это произведение, мы действительно шли на некий риск: ведь здесь - и особый принцип построения музыкального материала, и особая сценография. Для постановки такой оперы - строящейся на юморе, гротеске и отрицании театральных штампов, театр пригласил немецкого режиссера Уве Шварца. В результате, как нам кажется, спектакль получился более чем революционным для классического консервативного театра. Бесспорно, постановка вызвала большой интерес у публики и критики, что бывает сегодня не так часто. Я думаю, что в театре должны быть разные произведения: серьезные оперы должны быть разбавлены комическими.
- Какими спектаклями Вы будете открывать юбилейный сезон?
- Мы планируем открыть сотый театральный сезон классической постановкой оперы Бородина «Князь Игорь», для которой приглашены дирижер Александр Лазарев и режиссер Юрий Лаптев. Само столетие театра мы отметим постановкой оперы Мусоргского «Борис Годунов», в которой будут задействованы знаковые фигуры. Не буду сейчас раскрывать всех секретов, скажу только, что режиссером-постановщиком этого произведения выступит Александр Титель, долгое время проработавший в нашем театре. Между такими значительными эпическими полотнами, как «Князь Игорь» и «Борис Годунов» мы решили поставить комическую оперу «Граф Ори» Джоаккино Россини с совершенно невероятным сюжетом наподобие Дона Жуана. Любопытно, что в России на французском языке эта опера никогда не ставилось, она шла всего несколько раз в Метрополитен-опера, также ее можно было услышать на сцене театра в Пезаро, - родине Россини. Петь на французском языке, конечно, довольно сложно, но, тем не менее, мы решили пойти именно по этому пути.
- Андрей Геннадьевич, есть ли у Вас возможность следить за постановками в европейских театрах или на это совершенно нет времени?
- В нашем театре сейчас идет ремонт, поэтому я в большей степени оказывался в других театрах не столько ради постановок, сколько с целью изучения вопроса реконструкции, то есть меня интересовали скорее технические вопросы. В этой связи я побывал в Дрездене, Вене, Милане, поднимался на крыши главных театров и удивлялся царящему там порядку. Наш театр был построен в 1912 году, и в технологическом плане он, конечно, отстал. Одной только реконструкции фасада недостаточно, поэтому сейчас очень остро стоит вопрос об улучшении технических составляющих самого здания и машинерии сцены. Если сейчас мы этого не сделаем, то следующая стройка никому уже будет не нужна.
- В июне на сцене Екатеринбургского театра состоится концерт солистов Большого театра России. Расскажите, пожалуйста, о Ваших культурных связях с театром.
- Наши театры связывают административные и творческие контакты. Сотрудничество зародилось 3-4 года назад, когда в Екатеринбурге на площадке нашего театра проходили гастроли Большого театра. Нашим оркестром дирижировал Павел Клиничев, с которым мы тогда и познакомились. К счастью, так получилось, что у нас установились плотные творческие отношения. Можно было приезжать, советоваться, приглашать солистов... Сегодня уже появилась поддержка нашим театром Молодежной программы Большого театра, к нам регулярно приезжает и Михаил Фихтенгольц и Дмитрий Вдовин. Кроме того, ожидается, что на праздновании 100-летия театра сразу после премьерного спектакля «Борис Годунов» состоится Гала-концерт солистов и артистов балета Большого театра.
- У Вас также проходит Всероссийская ярмарка певцов Галины Вишневской. Какие результаты приносит этот конкурс?
- В прошлом году ярмарка певцов отметила свое 10-летие. Раньше этот проект курировала Галина Вишневская. Сейчас творческим лицом, отвечающим за конкурс, является Маквала Касрашвили. Возможно, раньше наш театр недооценивал возможности ярмарки. Однако при подготовке спектакля «Бориса Годунова» мы столкнулись с острой нехваткой вокалистов-басов. Поэтому сейчас мы с нетерпением ждем следующую ярмарку, возлагая на нее большие надежды.
- Что является важным фактором для успешной жизни театра?
- Не так давно я понял, что для жизни театра очень важно, чтобы в театре наряду с известными артистами работали не менее авторитетные сотрудники. Поэтому я пригласил профессуру Уральской Консерватории в худсовет и дал им должность по совместительству. Они приходят на постановки, репетиции, и затем мы обстоятельно беседуем по поводу певцов и репертуара. Опытные советники по вокалу с удовольствием делятся своим опытом. Кроме того, я все время стараюсь узнавать о все новых и новых талантливых певцах, которых возможно было бы привлечь к нам в театр. В моем понимании, театр нужно строить. Не бывает чудес, чтобы на ровном месте выпустили гениальный спектакль. До этого идет громадная подготовительная внутренняя работа.
- Вы родились в Уфе, закончили не музыкальный институт, вскоре стали в театре бухгалтером, затем директором. Почему Вы выбрали театр?
- В советское время образование было очень фундаментальным, оно готовило специалистов широкого профиля. Я окончил экономический факультет Авиационного института, а экономист-мужчина востребован в любую эпоху. Однако, когда я еще только-только поступил в институт, я уже тогда понял, что поступил не туда, хотел перевестись в ГИТИС, чтобы обучаться театральной экономике. Театр, театральный менеджмент, всегда меня привлекал, поэтому, закончив в 22 года институт, я тут же пошел работать бухгалтером в драматический театр, оттуда уехал директором в Кострому, вернувшись заместителем Министра культуры Башкортостана, а затем и директором драматического театра. И здесь подчеркну - сколько себя помню, я работаю в театре. И важен не только уровень образования, который был заложен, особенно важна практика. Конечно, когда я 10 лет назад перешел из драмы в оперу, было трудно, потому что это принципиально разные театры, хотя, конечно, существуют общие законы развития.
- В Ла Скала есть экскурсионные программы для детей и взрослых: покупаешь билет и фактически можешь увидеть "сердце" театра, оказаться за кулисами. Насколько актуальным является вопрос об образовательных курсах в театре?
- У нас в театре такая программа есть, и она тоже работает. Для всех желающих проходят специальные лекции и экскурсии, на которых наши специалисты показывают «закулисье», рассказывают о декорациях, открывают цеха. Конечно, это все очень важно и полезно, и, в конечном итоге, всё это впоследствии влияет на наполняемость зала.
- Есть ли у Вас любимый спектакль?
- Конечно, всякий раз, когда выпускается спектакль, он для меня любимый. У меня дома достаточно большая коллекция DVD, и каждый раз находясь где-либо на гастролях в Москве или в Европе, я покупаю записи музыкальных спектаклей и симфонических произведений. Я стараюсь каждый вечер слушать оперную музыку. Мне нравится сравнивать то или иное исполнение, разные интерпретации известных мастеров. Это помогает мне постоянно «быть в теме». Поэтому, когда у нас с главным дирижером Павлом Клиничевым возникает обсуждение очередной постановки, у меня зачастую уже есть своя позиция по тому или иному материалу. Я уже сформировал свою точку зрения, потому что я уже эту оперу прослушал в пяти разных исполнениях. Убежден чтобы разбираться в материале, нужно его выучить.
Екатерина Андреас