15 и 16 июня на сцене Театра им. Моссовета в рамках Х Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова будут представлены одноактные балеты Мерса Каннингема (1919-2009) «Biped» (1999), «Xover» (2007) и «Тропический лес» (1968) в исполнении труппы «Мерс Каннингем Данс Компани» (США). Музыкальный директор-основатель труппы Джон Кейдж (1912 1992).
Балеты М Каннингема показываются на Чеховском фестивале в соответствии с проектом «План наследия», не имеющего аналогов в мировой практике. Он включает двухлетнее турне труппы, созданной лично Каннингемом. В конце 2011 года она будет распущена.
Мерс Каннингем - американский танцовщик, создатель собственного стиля современного танца. В 1939 году Каннингем поступил в труппу Мэри Вигман. Однако вскоре вместе с композитором Джоном Кейджем хореограф стал использовать так называемый «случайный метод» (решая, какую структуру танца выбрать, с помощью жребия например, игральных костей). Это позволяло избавиться от сюжета и стереотипных решений.
В 1991 году начал использовать в своей хореографии компьютер, а именно программу под названием «LifeForms» («Формы жизни»). В этих программах пользователи могут оживлять фигуру и, задавая определенные параметры, создавать танец. Некоторые из его движений например, сгибания рук в противоритме со сгибанием ног типично «компьютерные». Каннингем использовал новые технологии, чтобы расширить спектр движений человека и возможности его координации. От танцоров это требует значительных усилий, изменения их естественных способов движения.
16 июня в рамках гастролей Танцевальной компании Мерса Каннингема в Москве в кинотеатре «Пионер» пройдет серия документальных фильмов и танцевальных видеоперформансов. Серия включает видео- и кинофильмы о танцевальных перформансах знаменитого хореографа из Архива Каннингема, рассказывает о проводимых им революционных экспериментах с новыми технологиями, а также о его сотрудничестве с такими режиссерами как Чарльз Атлас и Элиот Каплан. Будут впервые представлены многие фильмы, в том числе фильмы «Interscape» (2000), «SummerSpace» и «Suite for Five» Чарльза Атласа.
Режиссер Чарльз Атлас познакомился с Мерсом Каннингемом в молодости и работал с его командой в течение десяти лет. В это время появились такие значимые работы, как «Torso» (1978) и «Channels/Inserts» (1981).
Хотя фильмы с хореографией Каннингема существовали уже в 1940-1960-е, вплоть до начала 1970-х он в основном избегал использования кинокамеры. Когда Каннингем в конце концов начал использовать ее, он тут же оказался в авангарде кинотанца. Работая с режиссером Чарльзом Атласом, он экспериментировал с радикальными возможностями съемки одним продолжительным кадром (extended single takes), к примеру, фрагмент в начале фильма «Locale» (1979), снятый на подвесном штативе, когда оператор более двух минут проходит от одной группы танцоров к другой. В этом кадре камера движется точно в точь, как в популярных в те годы телепрограммах про сафари. В видеотанце «Фрагменты» 1977 года Атлас использует полиэкран, показывая абсолютно разные ракурсы одного и того же танца.