XIV Международный конкурс имени П.И. Чайковского.  14 июня - 2 июля 2011, Москва - Санкт-Петербург


 

 

Из истории...

Международный конкурс им. П.И. Чайковского, названный в честь великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и проходящий раз в четыре года, был впервые проведен в 1958 году в Москве. Этот конкурс является национальным достоянием отечественной музыкальной культуры, одним из центральных событий в мировой музыкальной жизни. Художественные традиции, заложенные музыкантами старшего поколения, среди которых Д. Шостакович, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, М. Ростропович, Г. Нейгауз, Т. Хренников, Г. Свиридов, дали возможность многим представителям творческой молодежи из разных стран получить мировую известность, стать звездами мирового музыкального искусства. Среди них – пианисты Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Михаил Плетнев, скрипачи Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Владимир Спиваков, виолончелисты Давид Герингас, Наталия Шаховская, Наталия Гутман, Натаниэль Розен, Антонио Менезес, Марио Брунелло, певцы Елена Образцова, Дебора Войт, Евгений Нестеренко, Паата Бурчуладзе и другие. Состав жюри в разное время украшали имена Й. Сигети, Е. Цимбалиста, H. Буланже, Г. Нейгауза, Л. Оборина, Я. Флиера, С. Рихтера, Ю. Листа, М. Марешаля, П. Фурнье, Г. Кассадо, Г. Пятигорского, Д. Лондона, К. Цекки, Д. Шафрана, М. Ростроповича, И. Архиповой, Э. Журдан-Моранж и многих других выдающихся музыкантов из разных стран.

Лауреат первого Конкурса им. Чайковского Ван Клиберн (1958г.)

Международный конкурс имени П.И. Чайковского проходит с периодичностью раз в четыре года. Первый конкурс (1958) проводился по двум специальностям: «фортепиано» и «скрипка». Со второго конкурса (1962) введена специальность «виолончель», с третьего (1966) — «вокал». В 1990 году на IX Международном конкурсе имени Чайковского появилась пятая номинация — конкурс скрипичных мастеров (традиционно он предварят основную программу состязания).

Конкурс имени Чайковского неразрывно связан с Московской консерваторией: здесь в разные годы состоялись прослушивания пианистов, скрипачей и виолончелистов, а торжественная церемония награждения победителей и концерт лауреатов проходит на самой престижной концертной площадке — в Большом зале консерватории.

 

XIV Международный конкурс имени П.И. Чайковского

За полвека своего существования Международный конкурс имени П.И. Чайковского стал одним из наиболее масштабных и авторитетных в мире. Сопровождать выступления молодых музыкантов приглашали ведущие оркестры страны. Лучшие залы столицы были в полном распоряжении конкурсантов – Большой и Малый залы консерватории, Концертный зал имени Чайковского, Колонный зал Дома Союзов, Московский международный дом музыки.

Валерий Гергиев, Председатель оргкомитета XIV Международного конкурса им. ЧайковскогоГлавная цель музыкального состязания – выявление новых талантов. На протяжении 50-ти лет конкурс открывал миру имена лучших музыкантов советской и российской исполнительской школы, давал старт яркой карьере многих зарубежных исполнителей.

К сожалению, последние конкурсы разочаровали своим уровнем и результатами, снизили престиж состязания. Во многом это связано с переносом сроков c 2006-го на 2007 год, в результате чего многие зарубежные молодые музыканты не знали точных дат проведения конкурса. Кроме того, это создало ряд неудобств: так, на это же время был запланирован Международный конкурс имени Королевы Елизаветы в Брюсселе.

Маэстро Валерий Гергиев, назначенный Председателем оргкомитета XIV Международного конкурса им. Чайковского, поставил цель вернуть конкурсу тот престиж, которым он обладал в предыдущие десятилетия. Сам конкурс пройдет с измененными правилам и с новой системой голосования, рассчитанной на то, чтобы обеспечить максимальную объективность, открытость и прозрачность судейства. С целью соблюдения абсолютной беспристрастности Валерий Гергиев приглашает исполнителей с мировыми именами в качестве членов четырех составов жюри.

Валерий Гергиев: «С самого начала своего существования Конкурс Чайковского вдохновлял меня и внушал благоговейный трепет, когда, будучи ребенком, я видел, как на московской сцене расцветали и становились легендарными такие имена как Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Григорий Соколов… Кроме того, Конкурс собрал ряд величайших музыкантов своего времени – Дмитрия Шостаковича, Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера, Арама Хачатуряна... Сегодня мы приглашаем моих коллег, самых знаменитых в мире музыкантов-исполнителей, объединиться и помочь нам открыть новое поколение блестящих молодых талантов. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы XIV Конкурс стал важным этапом в прославленной истории этого великого события».

Одним из главных и принципиальных решений Оргкомитета стало проведение конкурса не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Это связано не только с опасением, что к открытию конкурса может быть не завершена реставрация Большого зала консерватории, но и с желанием членов Оргкомитета расширить географические рамки конкурса, дать возможность участникам увидеть и почувствовать великолепные музыкальные залы Санкт-Петербурга — Концертный зал Мариинского театра и Санкт-Петербургской филармонии, а также привлечь к участию в конкурсе уникальные оркестры культурной столицы России. По мнению Оргкомитета, это будет способствовать росту международного престижа конкурса, позволит участникам и гостям познакомиться с культурой Санкт-Петербурга, расширить зрительскую аудиторию конкурса.

Валерий Гергиев: «Закрытие Большого зала Московской консерватории одновременно событие очень важное и радостное, но и тревожное. Есть некоторые основания бояться растянутых сроков реконструкции этого важнейшего для России зала. Никто не может дать стопроцентную гарантию, что к маю или даже к июню реконструкция будет завершена. В Санкт-Петербурге есть как минимум два зала, готовых обеспечить уровень проведения конкурса виолончелистов и певцов. И уж точно два оркестра - филармонический и мариинский. И нет тут никакой войны за конкурс. Надо возродить его престиж. Есть еще время подумать – до 1 октября, когда будут приняты окончательные решения. Но с помощью Петербурга конкурс будет защищен и не станет более дорогим. Потому что если арендовать дополнительные залы в Москве, например, Колонный, на это уйдут деньги, на которые можно поставить оперный спектакль».

 

Оргкомитет конкурса

Ричард Родзинский, Старший советника оргкомитета и Председатель рабочей группыНовый оргкомитет состоит из таких авторитетных фигур, как сопредседатели А.А. Авдеев (Министр культуры РФ) и Л.И. Швецова (заместитель мэра Москвы), члены оргкомитета Ю.К. Лаптев (советник Президента РФ), С.И. Худяков (руководитель Департамента культуры Москвы), К.Л. Эрнст (Генеральный директор Первого канала), Р.К. Щедрин (композитор), Д.Л. Мацуев (пианист и член Совета по культуре Президента РФ), А.А. Шалашов (директор Департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Министерства культуры РФ). В качестве Старшего советника оргкомитета и Председателя рабочей группы выступит Ричард Родзинский, также являющийся Почетным Президентом фонда Вана Клиберна.

Многие из недавно установленных правил и условий проведения конкурса соответствуют тем, которые приняты на Международном конкурсе пианистов Вана Клиберна. По словам Р. Родзинского, «нет другого более важного атрибута музыкального конкурса, чем безупречная и кристально чистая репутация. Конкурс Чайковского, один из великих символов российской культуры, заслуживает вновь обрести международную известность и признание».

Впервые в своей истории и в соответствии с правилами Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов оргкомитет Конкурса им. Чайковского займется организацией серий концертов для лауреатов на самых престижных площадках, как в России, так и зарубежом. Трехлетние ангажементы будут организованы ведущими концертными агентствами в России (Московская филармония), США (Opus 3 Artists) и Великобритании (Intermusica).

Предстоящие гастроли лауреатов:

Российский национальный оркестр>> Концерты под управлением Валерия Гергиева с Лондонским симфоническим оркестром в Барбикан-холле (сентябрь 2011) и венском Концертхаусе (май 2012), с симфоническим оркестром Мариинского театра в Карнеги-холле (октябрь 2011) и в рамках гастролей в Баден-Бадене (сентябрь/октябрь 2011). Также выступления в парижском концертном зале Плейель (январь 2012), на Бетховенском фестивале в Бонне (сентябрь 2011), на музыкальном фестивале в Графенеге, Австрия (июнь 2012).

>> Гастроли в Нидерландах (октябрь 2011) с Арнемским филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Алексеева (в рамках гастролей - выступление в Концертгебау).

>> Гастроли по городам России с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева (сентябрь 2011).

>> Концерты в Москве с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова под управлением Марка Горенштейна (ноябрь 2011) и в Санкт-Петербурге с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Александра Дмитриева (октябрь 2011).

>> Гастроли в Италии: концерты в Милане с Симфоническим оркестром им. Дж. Верди (осень 2011), во флорентийском оперном театре Maggio Musicale (январь 2012), а также сольные концерты по стране в сезоне 2011/12.

>> Гастроли в Польше: выступление на Фестивале им. Ф. Шопена (август 2011) и Фестивале им. Л. Бетховена в Варшаве (апрель 2012).

>> Гастроли в Японии: гала-концерт в токийском Сантори-холле (сентябрь 2011), сольные концертные туры по городам Японии  (весна 2012).

>> Гастроли в США: выступления с разными оркестрами и циклы сольных концертов в сезоне 2011/12, в том числе в Музыкальном обществе Ла-Хойя и Хьюстонском обществе исполнительских искусств (февраль 2012). 

Также запланированы концерты в Иерусалиме (2011), Стамбуле (2012) и Афинах (2012/13).

 

Жюри конкурса

Ван Клиберн, Почетный председатель жюри конкурсаПочетным председателем жюри конкурса будет Ван Клиберн: «Когда Министр Культуры, господин Авдеев, любезно предложил мне место почетного председателя жюри по специальности «фортепиано» на XIV Международном конкурсе им. Чайковского, я был очень тронут и с честью принимаю данное предложение. Мой друг, великий Валерий Гергиев, являющийся председателем конкурса вместе с его уважаемыми коллегами – членами оргкомитета – применят все свои таланты, мудрость, вдохновение и целеустремленность для успешного воплощения одного из наиболее значимых символов российской культуры. Бессмертные шедевры, написанные П.И. Чайковским для фортепиано, скрипки, виолончели, а также вокальные произведения, будут исполнены юными музыкантами со всего мира во всем своем великолепии. Этот важный культурный проект проводится не только в память о любимом во всем мире Чайковском, но и отдает дань тому возвышенному чувству, которое питает к классической музыке великий русский народ».

Денежные призы достанутся пяти лучшим конкурсантам в каждой специальности – фортепиано, скрипка, виолончель, а также лучшим вокалистам среди мужчин и женщин – по четыре в каждой номинации. Первая премия, которая будет присуждена обязательно, составляет 20 000 евро; вторая – 15 000 евро; третья – 10 000 евро; четвертая – 5 000 евро; пятая – 3 000 евро. Дополнительная премия, Гран-при конкурса (10 000 евро), может быть присуждена одному из победителей, занявших первое место, исполнение которого жюри сочтет выдающимся. Дополнительные премии будут присуждаться за лучшее исполнение концертов камерной музыки и произведений, написанных специально для конкурса.

Конкурс пройдет в период с 14 июня по 2 июля 2011 года в Москве и Санкт-Петербурге. Среди членов жюри – выдающиеся исполнители современности, а также победители конкурса прошлых лет.

>> Жюри номинации Фортепиано возглавит почетный председатель Ван Клиберн. Именно он одержал сенсационную победу на первом конкурсе им. Чайковского в 1958 году в категории фортепиано. Среди членов жюри такие имена, как Владимир Ашкенази и Барри Дуглас (оба лауреаты конкурса Чайковского), Мишель Берофф, Ефим Бронфман и Нельсон Фрейре.

>> Среди членов жюри в номинации Скрипка – Анне-Софи Муттер, Леонидас Кавакос, Максим Венгеров и Николай Цнайдер.

>> В жюри номинации Виолончель войдут, среди прочих, Марио Брунелло (лауреат конкурса 1986 года), Линн Харрелл, Ральф Киршбаум, Антонио Менесес и Клайв Гиллинсон (ранее виолончелист в составе оркестра, сегодня он является исполнительным директором и художественным руководителем Карнеги-холла).

>> Мастерство исполнителей в номинации Вокал будут оценивать Тереса Берганса, Илеана Котрубаш, Елена Образцова (лауреат конкурса 1970 года), Рената Скотто и Ферруччо Фурланетто.В качествепочетного председателя жюри выступит Пласидо Доминго.

 

Конкурсные прослушивания

В конкурсе примут участие 30 пианистов, 27 скрипачей, 25 виолончелистов, 20 певиц и 20 певцов из 29 стран. Участники в возрасте от 16 до 32 лет были отобраны авторитетным жюри. Всего на конкурс поступило 583 заявки от музыкантов, приславших записи своих выступлений на DVD

Среди музыкантов, прошедших предварительный отбор, – лауреаты самых престижных международных конкурсов: имени П.И. Чайковского, Ф. Бузони, В. Горовица, Королевы Елизаветы, Х. Итурби, М. Лонг и Ж. Тибо, Я.И. Падеревского, С.В. Рахманинова, А.Г. Рубинштейна, Ф. Шопена, В. Клиберна, а также международных состязаний пианистов в Дублине, Лидсе, Хамамацу, конкурсов имени Н. Паганини, Г. Венявского, П. Сарасате, Я. Хейфеца, И. Менухина, Д. Ойстраха, Т. Варги; ARD, имени Г. Кассадо, В. Лютославского, М. Ростроповича, А. Янигро; UNISA; М. Глинки, М. Каллас; Е. Образцовой, Г. Вишневской, конкурса вокалистов в Монреале, молодежных программ хьюстонской Гранд Опера и Метрополитен-опера.

Гала-концерт в честь открытия конкурса состоится 14 июня, Большой зал Московской консерватории имени Чайковского.

В Москве пройдут прослушивания пианистов в Большом зале консерватории (1-3 тур), виолончелистов в Малом зале консерватории (1-2 тур) и Концертном зале имени П.И. Чайковского (3 тур). В Санкт-Петербурге состоятся прослушивания скрипачей в Малом зале им. А.К.Глазунова Санкт – Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (1-2 тур) и Большом зале Санкт- Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича (3 тур). Вокалисты будут выступать в зале Государственной Академической капеллы Санкт-Петербурга (1-2 тур) и Концертном зале Мариинского театра (3 тур).

Впервые второй тур у исполнителей разделен на два этапа: сольное выступление и концерт с камерным оркестром. В прослушиваниях примут участие Государственный академический камерный оркестр России и дирижер Алексей Уткин, Российский национальный оркестр и дирижер Майкл Фрэнсис (пианисты), Камерный ансамбль «Солисты Санкт-Петербурга» и дирижер Михаил Гантварг, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и дирижер Алексей Дмитриев (скрипачи), Московский камерный оркестр "Musica Viva" и дирижер Владислав Белинский, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова и дирижер Марк Горенштейн (виолончелисты), а также Симфонический оркестр Мариинского театра и дирижер Михаил Татарников (вокалисты).

 

 

 

 

 

 

Вернуться к списку новостей