Концертная жизнь Германии в эти дни бьет ключом. Пока в лейпцигском Гевандхаузе продолжается фестиваль симфоний Густава Малера, где накануне выступил Королевский оркестр Концертгебау п/у Фабио Луизи, в другом уголке Саксонии Дрездене в самом разгаре международный музыкальный форум Dresdner Musikfestspiele.
Одна из основополагающих задач фестиваля попытка исследовать геополитический феномен Дрездена как города, в течение долгих лет находившегося на стыке социалистической и капиталистической систем. Каждый год устроители придумывают новую тему - в 2011-м форум проходит под знаком Азии. В Европе последнее время наблюдается активный интерес к бурному развитию восточных стран. Попытка сравнить культурные ценности Азии и центральной Европы и стала ключевой идеей нынешнего Дрезденского фестиваля. Взаимодействие культур находит свое отражение в программе смотра, и в его названии - «Пять элементов».
Свое искусство продемонстрируют молодые музыканты из Поднебесной, среди которых исполнительница на шене Ву Вай. Oсобого внимания заслуживает совместный проект на стыке классики и поп-музыки интенданта фестиваля, виолончелиста Яна Фоглера с корейской группой «Дождь». Кроме того, ожидается приезд знаменитого китайского композитора Тань Дуна, ныне живущего в США. Таким образом, фестиваль стремится охватить как можно больше культурных пластов, в которых пересекаются Запад и Восток, о чем рассказывает руководитель форума Ян Фоглер:
«На сей раз мы попытались построить так называемый мост между философией и музыкой, и доминирует здесь, конечно, тема Востока. Я считаю, у азиатских стран можно многому поучиться. У нас немало юных артистов из Азии, они делают успешную карьеру и это перспективно для развития общества.
Ещё мне бы хотелось отметить, что диалог между христианско-иудейскими западными традициями и таосизмом (и буддизмом) достижим посредством музыки. В Европе из двадцати пяти талантливых артистов вы не найдёте ни одного без азиатских корней».
Прошедшее воскресенье оказалось рекордным по количеству событий: днем выступил Оркестр Лейпцигского радио под управлением Юна Мёркля с экзотической программой, овеянной восточной тематикой. В произведении японского композитора Тору Такемицу «From Me Flows What You Call Time» («От меня течет то, что Вы называете временем») пространственное звучание расширенного состава ударных (гонги, барабаны, глокеншпили), рассредоточенных в разных уголках зала, находило живой отклик у публики.
Кроме того, днем в Кройцкирхе можно было услышать нечасто исполняемую ораторию Феликса Мендельсона «Павел» при участии Дрезденского камерного хора и сводного состава артистов Дрезденской филармонии и Штаатс-капеллы под управлением маэстро Кристофа Радемана. Этот концерт был посвящен 25-летию основания камерного хора. Среди топ событий дрезденского музыкального марафона отмечу гастроли оркестра Нью-Йоркской филармонии и маэстро Алана Гилберта.
На прославленной сцене Земперопер прозвучали Третья «Героическая» симфония Бетховена и Концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса. В качестве солистки выступила блистательная виртуозная исполнительница Лиза Батиашвили. Феерические пассажи, головокружительная техника и горячий грузинский темперамент подчинили себе внимание зрителей.
Лиза Батиашвили: «Огромное удовольствие играть концерт Яна Сибелиуса с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, у американских музыкантов невероятная энергия и вдохновение. Эти люди свободны и открыты, меня радует их позитивный настрой. Алан Гилберт находит в каждом концерте новые краски, любые его идеи перспективны. Я много раз с ним играла. Меня всегда привлекает соучастие в оркестре, в некоторые моменты я забываю о том, что являюсь солисткой. Здесь, конечно, важна и дирижерская энергия, которой подпитываешься в процессе исполнения».
Уже сегодня Нью-Йоркский филармонический оркестр и Алан Гилберт пожалуют в Лейпцигский Гевандхауз, где исполнят произведения Густава Малера в рамках фестиваля симфоний композитора. Впрочем, об этом событии мы расскажем вам в одном из следующих репортажей...
Виктор Александров, Лейпциг Дрезден (Германия), специально для радио «Орфей»
В публикации использованы фотографии с сайта www.musikfestspiele.com