Мы продолжаем наше майское музыкальное путешествие по городам Германии. В центре внимания снова Лейпциг и международный музыкальный фестиваль Густава Малера, который посвящен 100-летию со дня смерти австрийского композитора.
Ретроспективу малеровских симфоний накануне продолжил один из старейших музыкальных коллективов Германии оркестр Дрезденской Штаатскапеллы (Staatskapelle Dresden). Финский композитор и дирижер, музыкальный руководитель лондонского оркестра Филармония (Philharmonia) Эса Пекка Салонен (Esa-Pekka Salonen) дирижировал Третью симфонию Густава Малера. Это одна из самых пантеистических партитур композитора, о содержании которой сам автор отзывался: «Моя Третья симфония должна стать чем-то таким, чего еще не слышал мир! В ней вся природа обретает голос».
Помимо хора Земпер опер и оркестра Дрезденской штаатс капеллы, в исполнении симфонии принимала участие финское контральто Лили Паасикиви (Lilli Paasikivi). Хочется отметить прежде всего органичную слаженность солистов оркестра, прозрачность и однородность звука, характерную для этого коллектива. Эса Пекка Салонен еще раз подтвердил свою репутацию одного из самых авторитетных малеровских дирижеров современности. Его исполнительскую манеру отличают необычайная экспрессия и гротеск, которые парадоксально сочетаются с созерцательной лирикой и проникновенной передачей чувств и эмоций.
Считает ли Эса Пекка Салонен музыку Густава Малера современной? Созвучны ли его сочинения настроениям нынешних поколений?
Эса Пека Салонен: "Мне кажется, в музыке Густава Малера к нам возвращается многое из прошлых веков: прежде всего физические и генетические чувства. В финале Третьей симфонии весь оркестр играет предельно интенсивно, вовлекая в этот водоворот и дирижера. Ты ощущаешь, будто мчишься на гигантской волне. А когда музыка симфонии заканчивается, я чувствую прилив новых жизненных сил, а реальность приобретает более яркие цвета.
Музыка Малера возвышается над всеми языками и культурами. Каждая из его симфоний уже история, но когда мы, дирижеры имеем отношение к этим историям, то естественно привносим свой собственный эмоциональный, человеческий опыт, вписывая тем самым новые страницы в интерпретацию вечной музыки Густава Малера".
В финальном апофеозе Третьей симфонии мощный полнозвучный инструментальный хор струнных в сочетании с ослепительной медью воскрешают то самое блаженство слияния с природой, о котором грезил в своих мечтаниях сам Густав Малер.
Аудитория лейпцигского Гевандхауза неспешно покидала зал, словно находясь в состоянии эйфории от того чуда, которое сотворил на сцене Эса Пекка Салонен с дрезденскими музыкантами. Между тем, фестиваль Густава Малера продолжается и уже сегодня можно будет услышать в интерпретации Симфонического оркестра Лейпцигского радио под управлением Юна Мёркля полную версию Десятой симфонии композитора в редакции английского музыковеда Дерика Кука.
Виктор Александров с концерта оркестра Дрезденской Штаатскапеллы, Лейпциг (Германия)
>> Официальный сайт Фестиваля музыки Густава Малера в Лейпциге