Сегодня 18 мая весь музыкальный мир вспоминает Густава Малера, человека, гуманиста, создателя больших симфоний. Ровно 100 лет назад композитор скончался в Вене в возрасте 51 года.
В симфониях и песнях, излюбленных жанрах творчества композитора, запечатлелся весь внутренний мир Густава Малера с его противоречиями и надеждами. Пожалуй, сам автор наиболее ясно высказывается о содержании своей музыки: « Симфонии исчерпывают содержание всей моей жизни; я вложил в них всё, что испытал и выстрадал, это «поэзия и правда, выраженные в звуках».
Два года плодотворного творчества Густав Малер провел в Лейпциге. В возрасте 26 лет с июля 1886 года композитор занимал должность второго капельмейстера Городского театра Лейпцига. Именно там Малер впервые в своей жизни продирижировал оперой «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. Затем последовали многочисленные концерты и спектакли. Атмосфера города Баха и Мендельсона не могла не повлиять и на композиторскую деятельность Малера. Лейпциг предопределил дар Малера-симфониста, композитора захватил настоящий творческий порыв. Под впечатлением от природы здешних мест Густав Малер сочинил свою Первую симфонию. У композитора в Лейпциге было много коллег и друзей, один из которых главный дирижер оркестра Гевандхауза Артур Никиш.
Постер фестиваля музыки Густава Малера в Лейпциге / http://www.mahler-2011.de /
Символичным является проведение в Лейпциге в год столетия со дня смерти Густава Малера фестиваля его симфоний. В эти дни на исторической сцене концертного зала Гевандхауза свое искусство продемонстрируют лучшие оркестры мира и дирижеры, которые по праву считаются сегодня признанными интерпретаторами симфоний Густава Малера. Помимо коллективов Лейпцигского Гевандхауза на фестивале выступят оркестры Нью-Йоркской и Венской филармонии, Лондонский симфонический оркестр, Амстердамский Концертгебау, Цюрихский Тонхалле оркестр, симфонический оркестр Баварского радио и Малеровский камерный оркестр. Услышать все десять симфоний Густава Малера в исполнении таких высококлассных оркестров настоящий подарок для всех ценителей классической музыки.
В фестивальной программе форума доклады музыковедов, презентации книг, круглые столы, а так же ретроспектива документальных фильмов, посвященных жизни Густава Малера. В одном из фойе Гевандхауза, носящем имя Мендельсона, любой желающий сможет ознакомиться с экспозицией фотовыставки музыкальной медиатеки Густава Малера в Париже. Часть репродукций отражает лейпцигский период жизни композитора. Мое внимание привлек один из экспонатов, на котором можно внимательно изучить маршрут обширных гастролей Малера-дирижера в 1902-07 годах. Среди городов, где маэстро побывал с концертами: Амстердам, Париж, Берн, Рим, Прага, Будапешт, Вена, Гамбург, Берлин, Варшава, Хельсинки и, наконец, Санкт-Петербург (выступление с оркестром Мариинского театра).
Главный дирижер Лейпцигского Гевандхауза Риккардо Шайи / http://www.gewandhaus.de /
Инициатором проведения немецкого музыкального форума стал художественный руководитель фестиваля, главный дирижер Лейпцигского Гевандхауза Риккардо Шайи.
Риккардо Шайи: «Этот фестиваль выражает моё почтение Густаву Малеру. Здесь в Лейпциге молодой Малер (в 26 лет!) дирижировал 188 оперных спектаклей. Это невероятно сегодня себе представить, его колоссальной работе и самоотдаче может позавидовать любой артист.
Оркестр Гевандхауза - один из самых старейших в мире, насчитывает 250-летнюю историю. Я считаю, что красота звучания оркестра в симфониях Малера состоит прежде всего в том, что артисты исповедуют позднеромантический стиль игры. Матовые струнные, типичный мягкий протяжный звук духовых инструментов - тембровая палитра достигает невероятной прозрачности. Особенно эти элементы звучания оркестра характерны для малеровских партитур».
Музыканты Лейпцигского Гавендхауз оркестра / http://www.gewandhaus.de /
На открытие фестиваля симфоний Густава Малера съехалось множество людей из разных уголков мира. В Концертном зале Гевандхауза не было свободных мест. Люди, которым не безразлична музыка Густава Малера, воспользовались уникальной возможностью услышать Вторую симфонию «Воскресение». В масштабном симфоническом действе приняли участие Лейпцигский Гевандхауз оркестр, сводный хор Лейпцигского и Берлинского радио, хор Гевандхауза и солисты Кристина Ольце (сопрано) и Сара Конолли (меццо-сопрано). За дирижерским пультом Риккардо Шайи. Фатальное, неумолимое звучание оркестра Гевандхауза, ведомого своим импульсивным лидером, подчёркивало трагический подтекст сочинения.
Фестиваль симфоний Густава Малера в Лейпциге продолжат оркестр и хор Дрезденской Штаатс капеллы под руководством Эса Пека Салонена. А сегодня 18 мая в день памяти композитора в Берлине выдающийся дирижер современности Клаудио Аббадо проведет с оркестром филармонии мемориальный концерт из поздних сочинений Густава Малера.
Следите за нашими репортажами...
Виктор Александров с открытия фестиваля музыки Густава Малера, Лейпциг (Германия)