23 мая в Концертном зале имени П.И. Чайковского выступил выдающийся органист нашего времени Саймон Престон. В его исполнении прозвучали произведения Иоганна Себастьяна Баха, Феликса Мендельсона, Перси Уитлока, Жозефа Йонгена. Специальный корреспондент "Орфея" Екатерина Андреас встретилась с Саймоном Престоном до начала концерта.
Саймон, вы впервые выступаете в Москве летом. Как Ваши ощущения, наш город изменился?
- Раньше, когда приезжал на гастроли, и правда - была зима. А теперь, когда снег растаял, можно рассмотреть красивую архитектуру. Более того - оказалось, что в Вашем городе тоже есть солнце. Я наконец-то его увидел!
Ваша дискография включает записи всех органных сочинений Баха. Вы прекрасно знакомы с его творческим наследием. Давайте на секунду вернемся в XVIII век? Почему, на Ваш взгляд, современники Баха не оценили его музыку по достоинству, считая настоящим гением Карла Филиппа Эммануила, его сына?
- Думаю, настоящая причина того, что популярность к Баху пришла спустя значительное время, заключается в его консервативном композиторском стиле. Музыку Баха считали старомодной, при этом его сын сочинял легко. Широкая публика ценила то, что легко ложилось на слух.
Иногда произведения современных композиторов тоже бывает сложно слушать. Как Вы относитесь к музыке, которая теряет свой гармонический строй?
- Критиковать современную музыку можно всегда. В целом, некоторую современную музыку я считаю достаточно неплохой. Главным образом еще и потому, что современные композиторы пытаются сказать что-то новое. А ведь чаще всего бывает так, что композиторы просто копируют чью-то музыку, например, Оливье Мессиана, который на самом деле много чего сделал для классической музыки, вспомним хотя бы его знаменитый эффект подражания птицам. Сейчас у нас в Англии и Америке есть много современных композиторов, заслуживающих внимания. В первую очередь я бы назвал имена американского композитора John Adams и шотландца James MacMillen.
В рамках гастролей ожидается Ваш мастер-класс для студентов, играющих на органе, в Академии имени Гнесиных. Отмечаете ли Вы уже сейчас какие-то различия между русской и британской традицией игры на органе, насколько Вы вообще знакомы с русской школой игры, в частности, на фортепиано?
- Помню, я был несколько раз на концерте Святослава Рихтера. Из Ваших русских великих пианистов мне очень нравится, конечно, Сергей Рахманинов и Сергей Прокофьев. Но с интерпретациями современных пианистов я знаком мало. Как, впрочем, и с русской школой игры на органе. Я хочу восполнить этот пробел, надеюсь познакомиться с молодыми музыкантами на своем мастер-классе. Меня очень радует, что органисты параллельно занимаются на фортепиано. Когда я только начинал свою музыкальную карьеру, моей основной специальностью было фортепиано, но однажды педагог обратил мое внимание на орган. Так я стал органистом.
Замечали ли Вы эффект замедления времени, которым обладает классическая, особенно религиозная музыка. Я имею в виду то состояние, когда ты сидишь в костеле, слушаешь органную мессу и на уровне, не поддающимся логике, можешь как-то потрогать пространство. В этот момент кажется, что ты чувствуешь себя молодым. Это и есть рецепт вечной молодости?
- Конечно, я с Вами абсолютно согласен, поскольку тоже это чувствую. Соприкосновение с классической музыкой очень хорошо сохраняет твою энергию и молодость. Но еще лучше это работает, если ты сам играешь или поешь.
Органисты и пианисты очень эффектно переворачивают ноты во время своего выступления, как будто это страницы любимой книги. Какую книгу Вы любите перечитывать?
- Мне очень нравится книга "Bruno's dream" британской писательницы Iris Murdoch, и я как раз сейчас ее читаю.
Специальный корреспондент радиостанции "Орфей" Екатерина Андреас