27 мая в Санкт-Петербурге, в отреставрированном дворе театра «Санктъ-Петербургъ Опера» состоится премьера спектакля «Белые ночи Федора Достоевского» по опере Юрия Буцко «Белые ночи» (1968), которая никогда не ставилась в России. 2 июля, в День Достоевского, артисты сыграют спектакль во внутреннем дворе Инженерного замка. В дальнейшем предполагается играть его под открытым небом в разных местах города.
Федор Достоевский не раз вдохновлял композиторов - от «Игрока» Сергея Прокофьева и «Из мертвого дома» Леоша Яначека до «Братьев Карамазовых» Александра Смелкова. Опера «Белые ночи» Юрия Буцко создавалась в 60-е гг., в период, когда стали появляться камерные оперы, посвященные душевной драме «маленького человека». Текст либретто композитор создал сам, максимально приблизив его к литературному первоисточнику.
Опера в свое время получила высокую оценку Дмитрия Шостаковича, когда Буцко был студентом 2-го курса. Она существует в виде записи ее концертного исполнения, сделанной на радио Геннадием Рождественским (ему посвящена опера). Дирижер готовил эту запись для оперного спектакля «Белые ночи» на телевидении с участием Анатолия Мищевского и Галины Писаренко. Однако телеопера была запрещена по соображениям идеологической цензуры.
Г. Писаренко, работая в Дрезденской опере, показала партитуру оперы Буцко режиссеру Гарри Купферу, который поставил спектакль. В СССР пластинка с записью Рождественского вышла в 1973 году.
В новой постановке режиссер Ю.Александров разделил мужскую партию на двух героев - Мечтателя и Автора, оба представлены в образе Федора Достоевского.