На днях в ганноверском конгресс центре на сцене Kuppelsaal прозвучала Восьмая симфония для солистов, хоров и оркестра Густава Малера. Это исполнение стало одним из главных событий майского музыкального марафона симфоний Густава Малера в Европе. Замахнуться на подобную фреску задача непростая для любого музыканта. Да и собрать внушительную команду исполнителей стоит немалых усилий. Восьмая симфония Малера буквально создана для оперной сцены. Кристоф Эшенбах исполнил это титаническое полотно в нескольких европейских городах: Праге, Гамбурге и Ганновере. Мне довелось побывать на одном из таких вечеров в ганноверском Kuppelsaal.
В концерте 21 мая были задействованы грандиозные исполнительские силы: сводный состав оркестров Чешской филармонии и Северогерманского радио, хор Шлезвиг-Хольштейнского фестиваля, хор Северогерманского радио, Пражский филармонический хор, филармонический хор Брно, Чешский хор мальчиков, Ганноверский детский хор, а также солисты - звёзды мировой оперной сцены: Симона Сатурова, Петра Ланг, Михоко Фуджимура, Микаэла Кауне, Нейл Шикофф, Михаэль Наге и Джон Релайя. Под управлением Кристофа Эшенбаха симфония зазвучала новыми красками. Немецкий дирижер непривычно подошел к драматургии темпов и контрасту эпизодов. При этом соблюдался удивительный баланс между солистами, хорами и общей оркестровой массой, несмотря на неудачную акустику Kuppelsaal.
После I-ой части католического гимна Святому Духу следовала живописная по красоте II-я часть Заключительная сцена из «Фауста» И.В.Гете. Кристоф Эшенбах добился от оркестра удивительной инфернальной звучности, голоса хористов и ансамблевые эпизоды гармонично сплетались в этой мистической звуковой материи.
Кристоф Эшенбах: «Я считаю, что никто не понял текст И.В.Гёте лучше, чем Малер. И эта вещь по-настоящему пророческая. После Восьмой Малера никто из композиторов больше не осмелился сочинить произведений подобных размахов, и не только в плане грандиозной силы выражения. Малер однажды выразил одну мысль, которая для меня чрезвычайно важна: "Трагедия - это не погребённый пепел, а горящий огонь, факел". Вот это начало и заключено в его музыке».
Виктор Александров, Ганновер (Германия)