На большие экраны Москвы выходит эпическая киносага «Конфуций» фильм, который не просто интересен содержанием, но и в определенном смысле необходим нашему обществу. На днях в кинотеатре «35ММ» состоялся торжественный предпремьерный показ картины при участии многочисленной прессы, почетных гостей из Китая, Советника по культуре Посольства Китайской Народной Республики в России Господина Чи Жуньлиня и известного российского китаеведа, писателя, основателя и главного редактора журнала «Цигун» Бронислава Виногродского.
Эксклюзивную лицензию на показ фильма в России получила компания «Мистерия звука», а потому с 12 апреля «Конфуция» можно будет увидеть лишь в некоторых кинотеатрах столицы, среди них «Художественный» и «Люксор». Этот фильм мне хочется рекомендовать к просмотру от всей души, и вот почему
«Конфуций», определенно, встает в один ряд с лучшими китайскими киноэпосами на исторические сюжеты. Режиссер картины Ху Мей женщина, и это наводит флер недоумения смешанного с изумлением. Словом, Ху Мей, уже обеспечила себе место в истории китайского кинематографа, сняв «Конфуция» и став первой и на данный момент единственной женщиной режиссером с подобным замахом, масштабом его реализации и, как результат, впечатляющим кассовым сбором в китайском прокате. Фильм снят по всем канонам эпического кино, с обстоятельным (прямо скажем неженским) подходом, обилием батальных сцен, исторической достоверностью и убедительной стилизацией.
Сюжет картины охватывает тот период жизни великого мыслителя, когда, завоевав доверие правителя китайского княжества Лу, он получает высокопоставленный пост при его дворе, и за время своего недолгого пребывания на нем значительно преуспевает в политических делах. Однако козни завистливых чиновников и недоброжелателей вынуждают Конфуция уйти в изгнание и на многие годы податься в скитания по китайской земле с распространением своего учения.
Думается (и я сейчас выражаю сугубо субъективное мнение), что «Конфуций» в созерцательном отношении ценен в первую очередь не любопытными биографическими сведениями из жизни древнекитайского философа, конечно, тоже познавательными, и хочется верить, что близкими к правде, а двумя ключевыми моментами. Прежде всего, картина дает весьма цельное, хоть далеко и не всеобъемлющее представление об учении Конфуция в его основах, но показанное не как некая философская теория, а применяемое на практике в поступках, в тех или иных обстоятельствах. И здесь не только мотив к осмыслению (что любая философия порой очень трудна в практической реализации), но и просветительский аспект в целом. Потому что, что мы знаем об учении Конфуция? В лучшем случае имеем весьма поверхностное представление, а в большинстве своем ограничиваемся банальным набором слов «великий древнекитайский философ и мыслитель» и т.д. А в чем суть этого величия, ведаем весьма смутно. В то время как на конфуцианстве столетиями выстраивалась культурная, социальная и нравственная жизнь не только Китая, но и доброй половины азиатских стран. Возможно, все это и немудрено в век, когда всякая эрудиция носит узкоспециальную направленность, но все-таки о Конфуции вы теперь сможете говорить с неким знанием дела. Увидите, вам и самим это будет отрадно.
В широком смысле, в картине нам показывается тип личности, который в принципе вымывается из современного общества личности глубоко принципиальной, стройной, гармоничной, неотвратимо следующей своим идеалам. На экране все это удивительно воплощает Чоу Юньфат (исполнитель роли Конфуция), который еще до каких бы то ни было изречений и действий все выражает своим лицом. Лицо Конфуция это самородная, проницательная и отстраненная полуулыбка Чоу Юньфата, в которой и готовность ко всякому злу окружающего мира, и мужество его преодолевать, и знание о том, что жить по принципам добродетели заведомо непросто. Собственными глазами мы видим, что из последовательности рождается целостность, а из целостности рождается красота. И, наблюдая за этим со стороны, мы осознаем и подлинность этой красоты, и проникаемся, и восхищаемся ею. Так, что в какой-то момент обещаем себе обязательно познакомиться с трудами Конфуция и попытаться следовать его постулатам. Все это длится недолго, и водоворот жизни очень скоро засасывает в привычные рамки существующей системы. Но, кто знает, ведь «Если звезды зажигают значит это кому-нибудь нужно»? Как бы там ни было, вдохновение еще никогда никому не приносило вреда.
Остается только добавить, что 9 апреля в кинотеатре «35 ММ» состоится дополнительный показ фильма «Конфуций» на китайском языке с русскими субтитрами (за что мы и любим это место), а с 12 апреля картину можно будет увидеть и в других кинотеатрах в дублированной версии.
Так, что желаю вам приятного про
Желаю вам приятно просвещения и вдохновения!
Мария Юрченко