Сейчас многие не помнят или просто не знают, что значило выпустить подобный спектакль в начале 80-х, когда «религиозная пропаганда» зачастую каралась вполне реальными тюремными сроками. Тем не менее, спустя восемь лет с того момента, как молодым музыковедом Евгением Левашевым овладела крамольная идея реконструировать «Рождественскую драму, или Комедию на Рождество Христово» митрополита Димитрия Ростовского, эта «славянская мистерия» увидела свет рампы.
Между тем, идея по тем временам казалась абсолютно несбыточной, тем более что само имя Димитрия Ростовского при советской власти находилось под негласным запретом. Режим не мог простить канонизированному святому собственного кощунства, учиненного над его мощами в начале 20-х годов, когда, по указанию вождя революции, они были расчленены и выкинуты на свалку. Ростовский первым подвергся этой посмертной репрессии, и с тех пор даже упоминание его имени стало небезопасным. Но Левашев, загоревшись идеей, в течение ряда лет собирал по крохам все, что дошло до нас из музыкальных материалов Ростовского. Ему удалось увлечь этим замыслом Бориса Александровича Покровского. И надо было обладать поистине гениальным тактическим чутьем Покровского, чтобы суметь протащить крамольное название через высокие идеологические инстанции.
И все же до самой премьеры, которая состоялась в июне 1982 года, мало кто верил в реальность происходящего. Да и потом, на протяжении ряда лет, каждый спектакль играли как последний, ожидая, что вот-вот последует запоздалый запрет. Не последовал. Спектакль благополучно пережил не только Брежнева с Андроповым, но и первую в мире страну воинствующего безбожия. Камерный театр успел сменить адрес, переехав из знаменитого подвальчика на Соколе в самый центр Москвы, на Никольскую, а «Ростовское действо» по-прежнему играют при неизменных аншлагах. Потому что за минувшие годы ничего сопоставимого с ним в жанре мистерии у нас так и не появилось. Для многих и многих зрителей этот спектакль становился настоящим откровением. И сегодня, когда духовные ориентиры слабеют, этот спектакль Покровского, укрепляющий веру даже не столько в Бога, сколько в Человека, говорящий со зрителем о вечных ценностях на столь высоком эмоционально-художественном уровне, быть может, особенно актуален.
26 апреля «Ростовское действо» будет представлено в 250-й раз. Среди его участников многие из тех, кто выступал еще в премьерных спектаклях: Ярослав Радивоник, Ирина Бартенева, Мария Лемешева, Людмила Соколенко, Борис Тархов, Евгений Болучевский, Виктор Боровков, Борис Дружинин и другие.