1 марта 2011 года состоялся пресс-тур в Большой театр, приуроченный к завершению реставрации знаменитой росписи потолка Зрительного зала - "Аполлон и музы", выполненной в XIX веке мастерами под руководством академика Алексея Титова. Внутри одной из главных строек последних лет побывал и фоторепортер Антон БЕЛИЦКИЙ (www.single-photo.com).
История многочисленных реставраций плафона - прекрасная иллюстрация непростой судьбы здания ГАБТ России, неразрывно связанной с многочисленными переделками и реконструкциями. По замыслу Альберта Кавоса, который руководил в 1853-1856 годах восстановлением сгоревшего Большого театра, в центральной части потолка зрительного зала было сделано отверстие, служившее для вытяжки дыма и копоти от свечей и масляных ламп. Через него зимой в помещение проникал холодный воздух, а летом на живописном холсте скапливалась влага. Не удивительно, что первую реставрацию росписей "Аполлон и музы" пришлось сделать всего через несколько лет после открытия театра.
После устройства в театре вентиляции, а затем системы кондиционирования плафон находился в зоне резкого перепада температуры и влажности. В связи с этим в разные годы возникала необходимость в реставрации живописи. В 40-е годы ХХ века восстановлением "Аполлона и Муз" занимался известный художник и искусствовед Игорь Грабарь, разработавший в СССР основы научной реставрации и консервации памятников искусств. Вместе с тем основные причины деформации холста не устранялись, и живопись длительное время подвергалась постоянной деформации.
За прошедшие тридцать лет после последней реставрации плафон сильно обветшал. Проведенное в 2009 году натурное обследование плафона показало, что состояние живописи находится в неудовлетворительном состоянии. Художникам и реставраторам, приступившим в июне прошлого года к восстановлению живописного полотна, пришлось проделать значительную работу. Мастера укрепляли красочный слой плафона, устраняли коробления холста в местах провисаний и прорывов. Были удалены реставрационные вставки холста на фоновых частях композиций с изображениями муз. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями специального защитного лака. Для придания холсту влагостойкости на покрытую лаком поверхность нанесен финальный слой лака с добавление воска.