Обращение к заупокойной мессе в первый день широкой масленицы в России явление далеко не из праздных. В случае с Михаилом Плетневым подобная ситуация всегда исчерпывается определенной долей мистицизма, свойственной философской натуре русского музыканта.
В последний день зимы Российский национальный оркестр под руководством М. Плетнева отважился представить на сцене Концертного зала имени Чайковского Немецкий реквием Брамса. Композитор сумел создать произведение, которое пережило свое время. Брамс протестант, использовав тексты на родном языке, сотворил музыку траура и утешения для земных людей. Ведь Немецкий реквием отнюдь не является литургическим сочинением, а напротив, соединяет решение проблем смерти перед лицом всего человечества. Несколько дней назад Михаил Плетнев, при участии хора и оркестра Дрезденской штатскапеллы, дирижировал Немецким реквиемом Брамса в Нижней Саксонии. Это был мемориальный концерт памяти жертв нацизма, который традиционно проходит в середине зимы в Дрездене.
С Российским национальным оркестром и Московским камерным хором под управлением Владимира Минина Михаил Плетнев добился удивительных художественных результатов. Духовное произведение Брамса буквально преображалось на глазах у изумленной публики.
Концертмейстер первых скрипок Российского национального оркестра Алексей Бруни: «Жить еще хочется, а умирать уже не так страшно. Удивительно светлая, глубочайшая и несуетная музыка. Поднять это сочинение и справится со всеми огромными сложностями организации времени под силу далеко не каждому. Как это делает Михаил Васильевич это совершенно удивительно. Вся музыка у него в голове, в руках, в сердце. Он знает каждый звук, при этом ни одного лишнего движения, никакой внешней аффектации, всё исключительно подчинено музыке.»
Художественный руководитель Московского камерного хора Владимир Минин считает Немецкий реквием Брамса серьезным испытанием как для самих музыкантов, так и для многочисленной аудитории: «Это сочинение требует создания на сцене определенного мира, атмосферы в которой происходит действо. Надо суметь подняться до духовной высоты того, что написал Брамс. Он подслушал, как душа разговаривает с Богом.»
Следующее выступление Российского национального оркестра запланировано в конце марта в рамках фестиваля «Неделя М. Ростроповича». На открытие грандиозного музыкального форума планируется визит выдающегося музыканта современности Кристофа Эшенбаха.
Репортаж Виктора Александрова слушайте в аудиофайле.