Одной из ярких и заметных страниц обширной культурной программы IV Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи стал приезд титулованного ансамбля из Германии «Берлинские барокко солисты». По приглашению Юрия Башмета этот коллектив впервые пожаловал с единственным концертом в Россию, правда, без художественного руководителя Райнера Куссмауля. Берлинский ансамбль уже существует шестнадцать лет; играя долгое время в оркестре Берлинской филармонии, музыканты вдохновились идеей образовать собственный коллектив, специализирующийся исключительно на барочной музыке. И хотя в Европе, в той же Германии, существует немало авторитетных ансамблей, таких как Кончерто Кельн, Фрайбургский барочный оркестр, Баховский оркестр Лейпцигского Гевандхауза, звучание «Берлинских барокко солистов» отличает особая манера звукоизвлечения, предельная концентрация внимания артистов к исполнению определенного произведения в контексте исторической эпохи. Музыканты играют на реконструированных инструментах эпохи барокко. В репертуаре ансамбля музыка Генделя, Баха, Вивальди, Корелли и многих других мастеров. В 2005 году «Берлинские барокко солисты» и Райнер Куссмауль завоевали престижную награду «Грэмми» за исполнение кантат И.С.Баха. Коллектив записал множество дисков, получивших высокую оценку международных экспертов.
Раймар Орловски, менеджер оркестра, концертмейстер вторых скрипок: «Для меня является большой честью играть в ансамбле Райнера Куссмауля. Я интуитивно чувствую его идеи по поводу интерпретации музыки барокко и пытаюсь воплотить их в жизнь. У меня уже был опыт работы со многими выдающимися дирижёрами современности, среди которых Николаус Арнонкур, Тон Коопман, Эндрю Менз. Каждый из этих мастеров привносит свои нюансы в трактовке музыки барокко и классической музыки тоже, конечно. Я многому научился у них и стараюсь передать эти принципы в работе с «Берлинскими барокко солистами».
В сочинском концерте на сцене Зимнего театра немецкий коллектив исполнил изысканную программу, составленную из сочинений немецкого и итальянского барокко. Наряду с Кончерто гроссо Генделя и Корелли, публика смогла оценить интерпретацию «Берлинских барокко солистов» музыки Галло и Вивальди. Блестящие вариации на тему испанской фолии представителя галантного стиля Доменико Гало сменила одна из частей «Времен года» - «Зима» Антонио Вивальди.
Впрочем, особую симпатию зрители испытывали к солистам ансамбля: скрипачам Бернхарду Хартогу и Катове Начито, которые участвовали в исполнении Концерта для двух скрипок с оркестром И.С.Баха. Трепетное отношение к звуку, нюансировке и деталям произведения все это было заметно в игре артистов ансамбля.
Бернхард Хартог, концертмейстер первых скрипок: «Идеей была попытка создать ансамбль, который играл бы музыку барокко в аутентичном стиле, но со звуком оркестра берлинской филармонии. Есть много барочных оркестров, например, Фрайбургские барокко солисты, Кончерто Кёльн, множество других известных европейских коллективов, однако не было ансамблей, способных играть на современных инструментах, но в аутентичном стиле это был тот люк, который мы и попытались заполнить».
Гастроли «Берлинских барокко солистов» оставили неизгладимое впечатление у общественности города и яркий след в музыкальной летописи сочинского фестиваля искусств. Хотелось бы чаще видеть в концертных программах форума музыкантов подобного уровня, ведь знакомство аудитории с яркими образцами европейского исполнительского искусства это и есть одна из ключевых задач фестиваля
Виктор Александров, Сочи (Краснодарский край) специально для радио «Орфей»
>> Официальный сайт «Берлинских барокко солистов»
>> Официальный сайт Международного зимнего фестиваля искусств в Сочи