Ветер свистит атональный мотив…

гр. «Агата Кристи»

«В каком направлении следует делать следующий шаг? К абстрактному звуку, свободной технике и неограниченному тональному материалу»

Ферруччио Бусони («Набросок к новой музыкальной эстетике»)

 

Побывав на концерте джазового TRIO X в культурном центре «ДОМ», я как-то неожиданно для себя задумалась: что же делает для нас музыку художественно отождествленной? Каноны и традиции исполнения? Набор музыкальных инструментов, обуславливающих жанр? Способ звукоизвлечения?..

Например, в музыке TRIO X от джаза остался только характерный инструментарий – саксофон, контрабас, ударные. Но, приди дилетант на этот концерт с завязанными глазами, и понять, что перед ним звучит джаз, будет не так уж просто. Или совсем непросто…

В профессиональном сообществе ту музыку, которую играет Джо Макфи (Joe McPhee) и его ансамбль, называют фри-джазом (free jazz), а еще авангардным джазом и новоджазовой импровизацией. Оборачиваясь на экспериментальный опыт в классической музыке, думается, еще более верным здесь было бы говорить об атональном и даже поисковом джазе.

 

Вообще, конечно, атональная музыка сама по себе на любителя, потому что большинство людей в мире ценят музыку в первую очередь за мелодику. Сознательный отказ от мелодического начала, который в атональной музыке определенно присутствует, делает ее специфической для восприятия и для многих просто непонятной. Не стоит также забывать и о том, что весьма актуальным течением в новейшей музыке сегодня (как, впрочем, и в новейшем искусстве в целом) является поиск красоты в безобразном, то есть в заведомо антиэстетичном. Погружаясь в дебри дисгармонии, современный художник ищет там нечто привлекательное для себя; пропущенное через сознание художника, это нечто становится для нас – зрителей, слушателей и созерцателей – объектом эстетического внимания, произведением искусства, а может быть и шедевром…

За наглядным примером можно обратиться к титулованному фильму Сэма Мендеса «Красота по-американски». Один из ключевых в символистском отношении моментов картины – запечатленный на видео целлофановый пакет, летающий в воздухе, раскрывается нам как нечто прекрасное. Но сколько носящихся по ветру пакетов мы видим ежедневно на улицах, и много ли из них связаны для нас с красотой?..

В подобном ключе, но только с музыкой, работает TRIO X, в составе которого три ярких музыканта: трубач, саксофонист и, конечно, фигура новоджазовой сцены Джо Макфи (Joe McPhee), контрабасист Доминик Дюваль (Dominic Duval) и ударник Джей Розен (Jay Rosen).

Тут стоит начать с того, что в одном из интервью, на вопрос о вдохновляющей музыке Джо Макфи ответил: «Это может быть и не музыка даже. Я люблю слушать шумы, например, шум нью-йоркского метро, там возникают очень интересные ритмы…»

Так вот, концертное выступление TRIO X – это наглядная панорама всего того разнообразия шумов и звуков, которыми вдохновляются музыканты, причем, как правило, весьма болезненного свойства. Потому что очевидно далеко не каждому художнику дано вычленить из грохота уходящего поезда интересную ритмику, да и вообще хоть какую-то музыкальность.

Но, если звук вилки по стеклу оказывает на наш слух буквально невропатическое воздействие, то чем же привлекает слушателя та музыка, которая берет этот звук за основу «импровизаций на тему»? Способность музыкантов воспроизводить на живых инструментах самые неожиданные звуки? Нестандартный авторский подход? Сама концепция поиска музыки в неблагозвучном?..

Как бы то ни было, но материя данной музыки такова, что она побуждает слушателя на подсознательное, невольное и безграничное продуцирование образных взаимосвязей. И какой уж тут шум метро –  ассоциативный спектр становится поистине бесконечным: от природных вихрей, завываний ветра, воплей диких животных и прочей истерии до урбанистического хаоса и самого разнообразного индастриала. В случае с TRIO X все это возделывается еще и на джазовой подложке.

Любопытнейшим аспектом здесь становится звукоизвлечение. Многоголосый диссонирующий саксофон – то нервозный, визгливый, резкий и сбивчивый, то пронзительно скрежетающий на балансе скрипа и стона, надтреснутый, искаженный. В ход у Джо Макфи идет также карманная труба, из которой иной раз вылетают совсем уж искалеченные утробные звуки. Доминик Дюваль то и дело берется за смычок. А барабанщик Джей Роузен наводит целые клубы шумов с помощью всевозможных кисточек и щеток для ударных, легкими похлопываниями ладоней по тарелкам и звенящими ударами палочек по их кромке…

Ну, а, впрочем, благодарное ли это дело описывать акустические отпечатки звука в пространстве, да еще и в контексте атонального джаза? Все это надо видеть и слышать, постигать и внимать воочию. Ну, а, если задача искусства состоит в том, чтобы генерировать смыслы, то в данном случае задачу можно считать сверхвыполненной…

Мария Юрченко, обозреватель интернет-редакции РГМЦ

Вернуться к списку новостей