Её имя на театральном небосклоне столицы стало появляться уже давно, с тех пор, как Жанна Тертерян преподавала в ГИТИСе на кафедре музыкальной режиссуры у Бориса Покровского и ставила со своими студентами сначала отрывки из опер и оперетт, а потом уже и дипломные спектакли. И весь институт сбегался смотреть её опусы, потому что знали наверняка: это будет интересно, весело и всегда неожиданно. А ещё и потому, что она, как никто другой, умела открывать таланты, которые под её присмотром вдруг вспыхивали, как яркие звёзды. «Женщина-режиссёр это нонсенс!», - недоумённо пожимали плечами одни. «Неужели она смогла так по-новому взглянуть на эту хрестоматийную вещь?» - недоверчиво удивлялись другие. Но когда наступал срок экзаменов, все, безотчётно откладывая свои дела, искали в расписании аудиторию, где курс Тертерян вновь собирался творить чудеса. Пробивались на эти показы и студенты с других курсов, так что негде было и яблоку упасть. Время шло и вынуждало принимать решение. С одной стороны копилось недовольство тех, у кого были менее успешные результаты занятий и постановок, с другой, - стало угнетать разочарование от разлук, когда после 5 лет учёбы студенты всякий раз выпархивали из-под её крыла. И, наконец, наступил предел, дальше которого могло быть только рождение своего театра. Вместе со своим последним курсом она покидает ГИТИС, устремляясь в опасное плавание, и все трудности обрушиваются на смельчаков сплошным потоком. Ведь пришлось добиваться статуса государственного учреждения, находить деньги для постановок, организовывать выступления и гастроли коллектива. Но шаг был сделан, и он определил дальнейший путь и её, как личности, и возглавляемого ей театра. Пришлось пережить ещё много расставаний, которые были гораздо болезненнее, чем уход выпускников из ГИТИСа. Потому что здесь уже была семья, где каждый становился для неё, как свой ребёнок, которого она учила ходить по сцене, играть, петь, существовать в ансамбле и с которым трудно и, кажется, почти невозможно разорвать профессиональные и человеческие узы. Много мытарств суждено было претерпеть театру и по поводу своего здания, которого до сих пор у него нет. Приходилось и приходится играть по всей Москве и в камерном театре Бориса Покровского, и в Международном Доме Музыки, и во Дворце на Яузе, и музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, и в Доме Островского .
Музыкальный театр «На Басманной», которым руководит заслуженная артистка России, кавалер Ордена Знак Почёта Жанна Тертерян, сегодня известен не только в столице, где у него есть свои поклонники и даже фанаты, что всюду следуют за своими кумирами, где бы те ни выступали. Театр побывал со спектаклями в ряде городов страны, но наибольшего успеха добился в Санкт-Петербурге. В северной столице дважды прошли его гастроли, которые сопровождались аншлагами и восторженной прессой. В последнее время театр выезжал в Вильнюс, Тель-Авив, где его спектакль «Фиалка Монмартра» оставил о себе самые горячие отзывы в публике и прессе. Был несколько раз с разными спектаклями в Таллинне. Но и Москву всё время будоражат события, которые придумывает, организовывает и проводит этот молодой и весёлый коллектив. Это и Летний сезонЪ театра «На Басманной», и первый Московский фестиваль комической оперы, и открытие Фан клуба. И, конечно же, премьеры, которые готовит для публики художественный руководитель театра Жанна Тертерян. А там, помимо интересных названий, обязательно присутствует какая-нибудь изюминка. К примеру, «Принцесса цирка» Имре Кальмана благодаря новому сюжетному повороту превратилась в музыкальный детектив. Комическая опера «Безумный Drang на Зальцбург», созданная по мотивам зингшпиля Вольфганга Амадея Моцарта «Директор театра», получила и более яркую интригу, и изумительные арии и дуэты из других произведений гениального маэстро. Ревю-фантазия «Любовь моя, Роз-Мари!» не просто возродила для публики любимую ей когда-то оперетту, а влила в старые мехи молодое вино в виде новой музыки московского композитора Юрия Алябова.
В прошлом сезоне появилась в репертуарной афише коллектива оригинальная сказка «Волшебная лампа Аладдина», где всё было придумано заново: либретто написал Вячеслав Архипов, а музыку в восточном стиле создал Юрий Алябов. Причём, всё в этом произведении как будто имеет особый смысл, понятный каждому возрасту. Детей интригуют волшебства и неожиданности сюжетных ходов, взрослым любопытно наблюдать за поведением героев, поступки которых напоминают нас самих и от того они кажутся невероятно забавными и смешными. А вместе интересно смотреть сказку, где всё смешалось в изящном коктейле: правда и вымысел, трогательное и нелепое. Последней премьерой театра стал мюзикл Виктора Фридмана «Как жить замужем», созданный по пьесе Александра Островского «Доходное место». Вот уж где развернулись молодые артисты, которых направила жёсткая рука их рулевого. Сквозь призму классики был дан сегодняшний мир, где люди, как и прежде, влюбляются и женятся, завидуют и ревнуют, а ещё ищут для себя лучшей жизни, которую, по мнению многих, можно получить, лишь имея некое «доходное место», куда деньги текут рекой вне зависимости от твоих профессиональных умений.
Есть и ещё один штрих, который отличает театр «На Басманной» от других столичных коллективов, - это радость, молодость и любовь, которую он неизменно несёт в своих спектаклях. Никакого уныния или скрупулёзного разгадывания кроссвордов Вы здесь не обнаружите. «Природа таланта чувственна и молода, - говорит Жанна Тертерян, - И потому театр, в котором есть талантливые люди, всегда молод. А это не может не привлекать к себе сердца зрителей».
17 февраля во «Дворце на Яузе» московский государственный музыкальный театр «На Басманной» п/р заслуженной артистки России Жанны Тертерян даст гала-концерт в честь своего первого юбилея...
Текст: Наталья Дмитриева
Фото: Ольга Кузнецова