24 и 25 января солисты оперы и симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступили со спектаклями на Новой сцене Большого театра в Москве в рамках проекта «Премьеры Мариинского театра» фестиваля «Золотая маска». Московские зрители услышали оперу Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в эпатажной постановке англичанина Даниэла Креймера.
И хотя до официального открытия «Золотой маски» еще много времени, труппа Мариинского театра и Валерий Гергиев, в силу напряженного гастрольного графика, пожаловали в российскую столицу сроком раньше. Постановка Даниэла Креймера представлена на Премию «Золотая Маска» 2011 года в двух номинациях: лучший спектакль и лучшая женская роль (Елена Жидкова) в опере.
Елена Жидкова (Юдит), Уиллард Уайт (Синяя Борода) / Фото Наташи Разиной / Мариинский театр
Бела Барток написал оперу в сравнительно молодом возрасте на либретто венгерского драматурга Белы Балажа по мотивам пьесы Мориса Метерлинка «Ариана и Синяя Борода». В основе темной символистской драмы цепь взаимоотношений молодой красавицы Юдит и ее мужа, зловещего старого герцога Синяя Борода, который успел похоронить уже нескольких жен. Его покойные супруги символизируют в опере разные времена суток.
Мрачный серый замок, внушающий атмосферу страха и безысходности, бросается в глаза зрителю с первых минут спектакля (художник-постановщик Джайлс Кадл). Синяя Борода раскрывает молодой красавице Юдит семь потайных дверей замка. За каждой из них скрыты тайны души старого герцога.
Опера поражает своей многоплановостью и небывалой вокальной сложностью. Овладеть подобным материалом способен не каждый артист, да и постановки далеко не всегда бывают успешными. Однако режиссера Английской национальной оперы Даниэла Креймера не пугает перспектива неудачи. Постановщик сознательно преобразил сказочный замок главного героя в современную загородную виллу. При этом Синяя Борода предстал настоящим воплощением зла, маньяком-убийцей из современных триллеров. Такую позицию на Западе не все смогли принять, отчего в британских СМИ разгорелись бурные дискуссии после премьерных показов спектакля. Многие критики сочли режиссерское решение Креймера чересчур дерзким, даже вызывающим, полагая, что постановщик чрезмерно подчеркнул людские пороки. При этом сам Дэниел Креймер таких мнений никак не разделяет.
Дэниел Креймер, режиссер: «В Англии мою постановку особенно злобно ругали критики-мужчины. Они не простили мне того, что Герцога, представителя аристократии, «белую кость», я превратил в банального извращенца, который мучает женщин. По-моему, это проявление мужского шовинизма. Зато храбрые русские женщины, с которыми я работал здесь, в Петербурге, меня очень поддержали. Они играют в спектакле так, как будто история Юдит их личная история».
Действительно, в Мариинском театре много достойных певиц на роль этой обольстительной красавицы. Кроме Елены Жидковой, партию Юдит репетируют Наталья Евстафьева и Ольга Яковлева, а в роли бессердечного герцога Синяя Борода заняты Эдем Умеров и Эдуард Цанга.
В первом спектакле заглавные партии исполняли певцы Уиллард Уайт и Елена Жидкова, за дирижерским пультом Валерий Гергиев. Темнокожий бас-баритон Уиллард Уайт откровенно относится к своему герою, а сюжет оперы считает близким сегодняшнему дню.
Уиллард Уайт: «Я воспринимаю эту оперу человеческое путешествие, стараюсь открыть себя, ну и, конечно, жажду любви, к которой мы все стремимся, но она не может быть реализована через другого человека. Я должен ещё кое-чему поучиться в этом смысле».
Партию красавицы Юдит исполнила очаровательная российская меццо-сопрано Елена Жидкова. Эта роль принесла певице международное признание. Когда-то Елена училась в петербургской консерватории в одном классе с Анной Нетребко.
Елена Жидкова: «Я уже довольно много пела эту партию и в концертном исполнении, и в сценическом. Эта опера дает столько возможностей находить что-то новое. Даже каждая репетиция проходит по-другому все зависит от состояния, от того, как сыграл партнер, и ты начинаешь подстраиваться, входить в его волну, также и он. Поэтому у нас никогда не скучно. Опера длится всего 50 минут, но для нас такое ощущение, что пять часов, потому что нет ни секунды у нас, чтобы расслабиться, выйти как-то из образа. Мне очень интересно, я с удовольствием всегда участвую в разных постановках, и всегда открыта для предложений режиссера. Пока у меня был, наверное, только хороший опыт, поэтому я счастлива »
В 2009 году Елена Жидкова и Уиллард Уайт принимали участие в записи оперы «Замок герцога Синяя Борода» с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева. Вниманию российской общественности маэстро Гергиев неоднократно представлял в концертном варианте драму Бартока, сценическое же решение оказалось вполне уместным.
Валерий Гергиев: «Мне кажется, что в спектакле очень много идет от музыки. И режиссер не только изобретателен и умел, но, мне кажется, он услышал в партитуре те иногда даже жуткие, но бартоковские характеристики этой неправдоподобно страшной истории. Но один из великих композиторов ХХ века решил сочинить музыку именно на этот сюжет. Ведь мы не ругаем Сергея Сергеевича Прокофьева за то, что он сочинил «Огненного ангела», или Дмитрия Дмитриевича Шостаковича за «Леди Макбет». Есть оперы, которые кончаются не только смертью героев, но и вызывают чувство потрясения от силы художественных средств и просто остроты высказывания композитора. Поэтому для композитора либретто это не только подмога, но еще и раздражитель, ведь воображение может поднять произведение до небывалых высот. И мне кажется, история дала Бартоку огромный шанс показать, сколь умелым и острым мастером оперного языка он являлся. И он вошел в историю оперы именно за счет одного произведения. У него есть балетные партитуры, изумительные концерты, и фортепианные, и скрипичные, и Концерт для оркестра, но мне кажется, что эта опера делает Бартока тем великим композитором, которым его многие считают »
Остается лишь добавить, что следующие гастроли труппы Мариинки в рамках фестиваля «Золотая маска» состоятся в середине марта. Петербуржцы привезут последние балетные премьеры прошлого сезона: «Спартак» Арама Хачатуряна (в хореографии Леонида Якобсона) и «Анну Каренину» Родиона Щедрина, это одна из недавних петербургских работ Алексея Ратманского.
Виктор Александров из ГАБТа специально для р/ст «Орфей»