В течение двух недель по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Московском международном доме музыки проходили концерты Первого Рождественского фестиваля духовной музыки.
Радость великого праздника Рождества Христова для каждого человека это время таинств и чудес. Рождение младенца воспевали ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земли мир!»
Подобно волхвам, явившимся поклониться Спасителю мира, многочисленные хоровые коллективы из разных уголков земного шара пожаловали в древний град Москву для участия в Первом Рождественском фестивале. В числе участников смотра хоры из России, Сербии, Армении и Великобритании. Художественное руководство фестивалем возглавили Президент Московского международного Дома музыки Владимир Спиваков и Митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Владыка Иларион (Алфеев).
Выступление британского хора Вестминстерского аббатства под управлением Джеймса О`Доннелла стало ярким украшением рождественской феерии. Коллектив уже второй раз приезжает с концертами в Россию. Хор Вестминстерского аббатства был создан в 1540 году по указу короля Генриха VIII. В составе коллектива 30 мальчиков, учеников хоровой школы при аббатстве и 12 взрослых певцов. В России нынешний концерт стал возможен благодаря разрешению настоятеля и коллеги Соборной церкви Святого Петра в Вестминстере.
Интервью с художественным руководителем хора Вестминстерского аббатства Джеймсом О`Доннеллом:
Джеймс О`Доннелл: Хор славен великими традициями, берущими начало еще в XIV веке, когда аббатство было Бенедектинским монастырём, и уже тогда были ежедневные церковные службы. За свою многолетнюю историю хор исполнял музыку разных эпох и стилей. В программе наших российских гастролей произведения, которые специально сочиняли композиторы Вестминстерского аббатства. Самый знаменитый из них Генри Пёрселл. Но мы также исповедуем и английскую музыку, написанную по случаю коронации нашей королевы Елизаветы II. Ведь Вестминстерское Аббатство это самая важная церковь для коронаций. Другие произведения имеют рождественский контекст. Это не только английская, но и французская, итальянская и немецкая духовная классика.
- Господин Доннелл, каким образом Ваша судьба оказалась связанной с хором?
- Это интересный вопрос. Я учился в университете по классу органа и служил в Вестминстерском соборе; я руководил хором собора, а затем перешёл в Аббатство. Если бы я подумал, что непременно хочу работать там, то ничего бы не получилось, наверняка, это было следствием нескольких счастливых событий в моей жизни, которые сделали возможным мою работу там.
- А какое значение Вы придаете празднику Рождества?
- Рождество это особенное время в Вестминстерском аббатстве. В этот чудесный период к нам приходит огромное число людей; кроме того, мальчики-хористы живут в Аббатстве, так что на Рождество у нас всегда праздничный ужин и концерт, и это для нас прекрасная возможность побыть друг с другом, в одной семье.
Помимо музыки английских классиков Генри Пёрселла, Орландо Гиббонса хор Вестминстерского аббатства исполнил духовные сочинения современных композиторов Джона Раттера и Боба Чилкотта.
На закрытии фестиваля слушателям была предложена довольно пестрая программа, составленная из произведений, в основе которых псалмы на разных языках: древнееврейский в Чичестерских псалмах Бернстайна, латынь в Симфонии псалмов Стравинского и, наконец, русский в двух произведениях: симфонии «Песнь восхождения» и «Рождественской оратории» владыки, митрополита Волоколамского Илариона Алфеева.
По признанию художественного руководителя московского рождественского фестиваля Владимира Спивакова универсализм музыки и слова сближает людей разных христианских конфессий, совершенно неважно, какую культуру исповедует тот, или иной человек
Владимир Спиваков: «Совершенно справедливо то, что разные композиторы различных религиозных убеждений писали духовную музыку, понимая, что есть нечто непостижимое в это мире. Мне интересно было соединение, помимо музыки, еще и языков. В конце концов, написано же в Евангелие, что «все будут равны в храме». Мы вместе с владыкой Иларионом задумали этот фестиваль, размышляем над тем, как его продолжить. Мне кажется, что первый опыт у нас получился очень хорошим. Люди на Западе, к сожалению, в отличие от России, с большим вниманием и желанием слушают хоровые произведения, потому что советская власть практически отучила нашу публику от этого. Нужно возвращать нашу культуру на круги своя »
Митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Владыка Иларион (Алфеев) верит, что Московский рождественский фестиваль станет путеводной звездой для многих верующих христиан, ведь духовная музыка обладает сильнейшим миссионерским потенциалом и способна открывать ключ к глубинам человеческого духа.
Владыка Иларион (Алфеев): «Я очень рад, что этот фестиваль состоялся, он собрал не только профессиональных музыкантов, но и очень широкую публику. Мы увидели, насколько сердца человеческие откликаются на духовную музыку и на те слова, которые звучат в концертном зале. Иной раз человек не приходит в храм, потому что ему препятствуют какие-то психологические и внутренние барьеры, а вот в концертном зале может звучать музыка, которая, по сути дела, этот концертный зал превращает в храм, где и человеческие голоса, и музыкальные инструменты хвалят Бога »
Концерты и огромное количество людей в залах доказали, что Первопрестольной необходим такой зимний рождественский форум, ведь приобщение публики к многовековым традициям христианской музыкальной культуры это и есть основное кредо фестиваля, у которого впереди светлое будущее
Виктор Александров с концертов Первого Рождественского фестиваля духовной музыки из ММДМ специально для р/ст «Орфей»