Московский Дом фотографии совместно с Международным фондом социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд) представляют новый атмосферный фотопроект «Михаил Горбачев. Perestroika». Выставка, как следует из концепции, посвящена первому президенту СССР и его эпохе. Для широкой публики экспозиция в ЦВЗ «Манеж» (Манежная пл., 1) открыта уже сегодня и продлится вплоть до 8 марта.
Приуроченный к предстоящему юбилею Михаила Горбачева, который 2 марта отметит свое 80-летие, проект начинает серию праздничных мероприятий, посвященных этой дате.
Сегодня, определенно, существует очевидная мода на подобные «антуражные выставки», которые посвящены не просто конкретной личности, автору или художественному направлению, но также непосредственной эпохе рассматриваемого явления. И тут в дело, помимо самих предметов искусства, картин или, скажем, фотографий, идет все подряд: тематические инсталляции, коллажи, мультимедийные проекции, слайды, аудио- и видеосопровождение, и прочее-прочее. Сегодня это, пожалуй, уже не обнаруживает прежней новизны и даже порядком надоедает отчасти и потому, что порой не только зрителям, но и самим авторам бывает трудно объять необъятное. И в этом отношении «Горбачев. Perestroika» выгодно отличается от аналогичных проектов. Здесь организаторам удалось сфокусироваться на главном (как в сюжетном, так и в экспозиционном плане), но вместе с тем добавить и характерные детали времени, обойдясь при этом без дешевых декораций. Как результат полнота картины состоялась, несмотря, казалось бы, на сознательно ограниченный выбор выразительных средств.
Основной выставочный материал представляют фотографии, преимущественно репортажные, реже концептуально-постановочные, созданные лучшими фотографами России: Юрием Ростом, Сергеем Зиновьевым, Дмитрием Бальтерманцем, Валерием Щеколдиным, Александром Бородулиным, Андреем Безукладниковым и многими другими. Вращаясь вокруг центральных событий того времени, они охватывают почти все сферы жизнедеятельности человека эпохи Перестройки: первые пост-модернистские арт-практики (хэппинги и перформансы); съемки специального репортажа «Женщины России» для американского журнала «Playboy» (1988); мастерские авангардистских художников; Жанна Агузарова, Виктор Цой, «Звуки Му» кумиры эпохи»; Мстислав Ростропович играет Баха на КПП «Чарли» около уже павшей Берлинской стены (1989) Перестройка как время глобальных изменений в стране, искусство как одна из важнейших форм рефлексии
А наряду с этим митинги, демонстрации, пикеты, официальные визиты и выступления, трагедия на Чернобыльской АЭС, крушение Берлинской стены, встреча с президентом США Рональдом Рейганом Особого внимания заслуживают картины общественных реалий: «Очередь за водкой» и «Очередь за табаком на Пятницкой улице», а еще «Запись на покупку мяса» Павла Кассина. Для новых людей это уже легенды Да нет, вот же они фотоснимки живой действительности, и многометровая очередь тянется к маленькому киоску с надписью «ТАБАК»
Выставка дает яркое впечатление ключ к образному и эмоциональному пониманию эпохи. История это факты. Здесь факты превращены в картины, картины сквозь призму сознания становятся переживаниями и откровениями; ностальгическими воспоминаниями для тех, кому довелось быть непосредственными свидетелями и очевидцами событий того времени и атмосферными панорамами для того, кто не имел прежде никакого представления
Своеобразным продолжением проекта станет выставка «Борис Ельцин и его время», которая откроется в Мультимедиа Арт Музее (ул. Остоженка, 16) 27 января. Проект осуществлен Московским Домом фотографии совместно с Президентским центром Б.Н. Ельцина.
Мария Юрченко