31 января 1797 года родился композитор Франц Шуберт. Его музыка звучит не только каждый день, но буквально каждый час. Иногда с небольшим перерывом слушаем одни и те же сочинения, правда, в разной интерпретации. Он такой же, как его мелодии, уводящие в бесконечность; но эти длинноты не утомляют.
Он жил недолго и не был счастлив, не получив и толики того признания, которое выпало на долю великих Гайдна, Моцарта и Бетховена. Но он успел сказать новое слово в музыке, став одним из родоначальников нового для своего времени направления романтизма. На памятнике композитора выбита надпись, которая не требует комментариев и поражает своей точностью и пронзительностью: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».
Шуберт был в высшей степени творческой личностью, музыкантом от Бога. Неустроенность быта, веселые развлечения, дружеские сборища не отвлекали композитора от творчества. Он работал систематически, изо дня в день. «Я сочиняю каждое утро, когда заканчиваю одну пьесу, начинаю другую», признавался Шуберт. Он писал музыку необычайно быстро, в иные дни создавал до десятка песен, и каких! Музыкальные мысли рождались непрерывно, он еле успевал наносить их на бумагу. А если её не было под рукой, писал на салфетках и клочках. Друзья старались снабжать Франца бумагой бесперебойно, ведь он, похоже, сочинял и во сне. Проснувшись, он стремился скорее зафиксировать свои мысли, поэтому не расставался с очками даже ночью.
В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь», написанная в 1816 г., принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.
Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют», «Рыбачка», «У моря»).
Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался в возрасте 31 года. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).