«Но, чтоб знать красу вселенной,..
Чтобы Бога славить вечно,
Рыцарь, мне не нужен свет».
П. Чайковский, «Иоланта»
«Возможности ограничены способности безграничны»...
Концерт под таким названием состоялся 9 декабря в пятой студии на Малой Никитской: концерт совершенно необычный, поскольку его главными героями были незрячие музыканты. Наверняка у многих читателей после таких слов появилось несколько покровительственное отношение к той музыке, которую они услышат в эфире: этакая смесь сочувствия и скептицизма. Я их понимаю, поскольку и сам был настроен перед концертом точно так же. Да, мне известно, что в мире существуют сотни слепых музыкантов, и многие из них добились заслуженного успеха и признания. Только в известной мне (и сложнейшей!) сфере органного исполнительства немало прославленных имён незрячих музыкантов: от Франческо Ландини и Антонио де Кабесона до Жана Ланглэ и Хельмута Вальха, а в Германии даже регулярно проводится фестиваль слепых органистов, собирающий многотысячную аудиторию. И всё же Каждый, кто пытался научиться играть на каком-либо инструменте, прекрасно знает, как это трудно, а освоение сложнейшей музыкальной литературы на слух, на ощупь, на память представляется подлинным подвигом, почти невозможным. Вот и я шёл на концерт, заранее запасшись снисходительностью
Слева-направо: Сергей Суворов (виолончель), Екатерина Мечетина (фортепиано), Вадим Титов (кларнет)
Однако эти запасы оказались невостребованными я просто слушал музыку и откровенно наслаждался! Можете верить моим словам: в ансамблях совместно со слепыми музыкантами выступали зрячие, в том числе известные исполнители и все участники были достойны друг друга. Причём по самому строгому, «гамбургскому» счёту. Вот имена этих прекрасных музыкантов и подлинных героев, одержавших победу над несправедливой судьбой:
Олег Аккуратов (фортепиано)
Светлана Лысенко (сопрано)
Сергей Санаторов (тенор)
Вадим Титов (кларнет)
Юлия Ядыкина (фортепиано)
Высокий класс музыкантов подтверждён званиями лауреатов и победителей ряда конкурсов, причём общих, где они обошли множество зрячих исполнителей, дипломами и медалями, успешными выступлениями с именитыми зарубежными оркестрами. Сейчас музыканты и активно концертируют, и сами преподают, некоторые руководят ансамблями, занимаются композицией и музыковедением. Полное перечисление достижений нашей пятёрки заняло бы весь объём статьи, да этого и не нужно. Ясно одно: эти молодые музыканты органично, полноценно вошли в музыкальную жизнь нашей страны, которая несмотря ни на что! остаётся великой музыкальной державой. Однако ещё лучше об их талантах вы сможете судить сами запись концерта радиостанция «Орфей» воспроизведёт в своём эфире. Думаю, вы обратите внимание и на восторженную реакцию зала а ведь публика у нас очень компетентная, не приемлющая компромиссов. Наконец, мои впечатления подтвердила и реакция музыкантов-коллег, и вообще вся творческая атмосфера совместного музицирования и просто общения, где не было ни главных, ни второстепенных, но царило подлинное братство во музыке. Назовём и остальных участников:
Екатерина Мечетина (фортепиано)
Сергей Суворов (виолончель)
Всеволод Пономарёв (скрипка)
Динара Усенакунова (альт)
Эдуард Кунц (фортепиано)
Сергей Скороходов (тенор)
Владимир Спиряев (фортепиано)
Ну и кратко ознакомимся с ходом концерта. Открыло его выступление дуэта В. Титова и Е. Мечетиной. Хотя по жанру прозвучавшая пьеса Поля Жан-Жана скорее соло кларнета с фортепианным аккомпанементом: Вариации для кларнета на тему Паганини «Венецианский карнавал». Произведение, я бы сказал, в духе многих опусов Паганини: не претендующее на особую философскую глубину, зато не просто виртуозное, а сверхвиртуознейшее, переполненное наисложнейшими пассажами, за которыми даже слухом уследить не просто, не то чтобы сыграть. Можно сказать, самый строгий экзамен на технику исполнения, который В. Титов сдал на пять с плюсом. Однако впереди был экзамен посложнее
Юлия Ядыкина (фортепиано)
Но не будем забегать вперёд. Выступавшая следом Ю. Ядыкина составила свою мини-программу из двух контрастных произведений Баха и Шопена: Токкаты (с фугой) из шестой клавирной партиты ми минор (BWV 830) и Ноктюрна до-диез минор, opus posth. Хотя контрастность оказалась чисто номинальной: подлинным сюрпризом оказалось выявление пианисткой внутреннего родства пьес. Любопытно, что на одном из сайтов мне попалось такое высказывание о Токкате: «Здесь звучат совершенно романтические интонации, свойственные скорее Шопену». Но в данном случае сродство выявлено прямо противоположным образом «продвижением» Шопена навстречу Баху, что сделано пианисткой очень убедительно. Действительно, фактура Токкаты, с её «рваным» ритмом и смелыми пассажами, основанными на скрытой острой гармонии, провоцирует на романтический подход, чем охотно пользовалась предыдущая эпоха исполнительства. Ю. Ядыкина играет Баха в современном, пост-аутентичном ключе сплаве скрупулёзно-точного выявления структуры и огромной эмоциональности, но не романтично открытой, а благородно-сдержанной, что лишь подчёркивает силу чувств. Играет неспешно и негромко, очень вдумчиво, слой за слоем пробиваясь к сердцевине содержания. Именно таким же, умудрённым и благородным, предстаёт в своём последнем ноктюрне Шопен бесконечно трагичный под маской лёгкой, просветлённой печали.
Три части из Трио Брамса ля минор (op. 114) прозвучали в исполнении Е. Мечетиной, С. Суворова и уже известного нам кларнетиста В. Титова, задача которого была, конечно же, потруднее, чем в предыдущем случае. Главное здесь не виртуозность, но характер звукоизвлечения, расстановка динамических и метрических акцентов, через которые только и можно выявить эмоциональный потенциал и философский подтекст произведения. Причём для Брамса особенно важен и баланс между разумом и чувством, с доминантой первого. Надеюсь, вы понимаете, как это непросто дать простор углублённой музыкальной мысли, и при этом не «засушить» романтическую открытость эмоций! Но есть и ещё одна огромная трудность: «сыгранность» трио музыкантов, которая обычно достигается годами. И дело, конечно, не только в том, чтобы исполнители не «разъезжались» (хотя и рассогласованность сама по себе нешуточная проблема вспомним хотя бы хрестоматийный случай с Хейфецем и Рахманиновым), но и в синхронности всех динамических и прочих оттенков, в «единочувствовании» ансамбля. В данном случае полная слиянность участников была достигнута за две репетиции нужно ли более яркое подтверждение высочайшего класса всех музыкантов?..
Слева-направо: Всеволод Пономарев (скрипка), Екатерина Мечетина (фортепиано), Динара Усенакунова (альт), Сергей Санаторов (тенор)
Завершило первое отделение выступление тенора Сергея Санаторова, совместно с Е. Мечетиной, В. Пономарёвым и Д. Усенакуновой. Певец исполнил песню Шуберта «Ты мой покой» и романс Рахманинова «Не пой, красавица, при мне». Полагаю, переложения аккомпанемента известных вокальных миниатюр для фортепиано, скрипки и альта прекрасный способ раскрытия их эстетического потенциала. Жаль, что в концертной практике и в записях они встречаются нечасто а ведь это каждый раз настоящий праздник для слушателя! Так было и на этот раз струнные кантилены, казалось, добавили света в эти шедевры. А высокая музыкальная культура певца, его прекрасное чувство стиля столь разных произведений, даже безукоризненная немецкая фонетика доставили истинное наслаждение слуху. Кстати, С. Санаторов, как оказалось, весьма разносторонний музыкант он ещё и пианист, и органист, а также специалист по творчеству Шумана.
Второе отделение началось сольным выступлением молодого одарённейшего пианиста Э. Кунца. Будучи родом из Сибири, ныне он живёт и работает в Великобритании, и добился оглушительного успеха; так, Би-би-си назвало его в числе десяти будущих лучших пианистов мира, и с такой оценкой надо согласиться. Пианист исполнил две пьесы: Evocation Альбениса и Ноктюрн Падеревского произведения во многом схожие, неспешные и негромкие, с медитативным настроением, оставляющие впечатление ясного света. Характер исполнения я бы определил как импрессионистичный, причём не только по «формальной принадлежности» пьес, но скорее по внутреннему ощущению. Показателен совершенно свободный метр, при отчётливой читаемости внутреннего ритма, а также растворённость мелоса в орнаментике, при столь же ясно проводимой тематике всё это сыграно с огромным настроением и безукоризненным вкусом. Особенно поражает тонкость и бесконечное разнообразие динамических оттенков в пиано сколь же много можно выразить, «не повышая голоса»!
Эдуард Кунц и Олег Аккуратов
Великолепное впечатление произвела фортепианная (четырёхручная) Фантазия фа минор (op. 103) Шуберта в исполнении О. Аккуратова и Э. Кунца. Не только высоким «градусом», эмоциональностью игры, но и тем, что чувство здесь отлито в прекрасную законченную форму именно в таком сочетании особенности шубертовского музыкального языка проявляются особенно ярко. Уместно напомнить и о том, что вопрос «сыгранности» фортепианного дуэта стоит ещё острее, чем для ансамбля из разных инструментов. Выражение «играют, как один человек» давно стало штампом, однако сейчас лучше и не скажешь. Удивительно, что такая монолитность достигнута с одной репетиции! Э. Кунц объяснил такой феномен тем, что у партнёров сразу наладился человеческий контакт, полное интуитивное взаимопонимание. Хотя, признаться, такое объяснение не развеяло загадки этого двуединства, особенно в раллентандо.
А самым, пожалуй, ярким впечатлением для меня стало завершение концерта: сцена Иоланты и Водемона (вторая часть сцены 7) из оперы Чайковского. Подчеркну, лично для меня, прочие выступления были не хуже, просто у меня совершенно особые отношения с «Иолантой». Для меня это завершённый шедевр, уровня «Пиковой дамы» и «Щелкунчика», одна из двух любимейших опер Чайковского. Естественно, я очень ревниво отношусь к исполнению требовательно, придирчиво. Так что можете поверить моей оценке: дуэт С. Лысенко и С. Скороходова (партия фортепиано В. Спиряев) прозвучал безукоризненно. (Да что говорить я заметил кое у кого в зале слёзы на глазах). Знатоки и любители вокала прекрасно знают С. Скороходова как звезду «Мариинки» но я не смог отдать кому-либо предпочтения. Такое впечатление, что партнёры много лет работают на сцене совместно, и даже тесно спаяны между собой трудно было отделить певцов от персонажей. И как же ослепительно прозвучал завершающий дуэт знаменитый гимн свету:
«Чудный первенец творенья, / Первый миру дар Творца, / Славы Божьей проявленье, / Лучший перл Его венца!»
Участники концерта: Юлия Ядыкина, Сергей Суворов, Вадим Титов, Эдуард Кунц, Олег Аккуратов, Динара Усенаконова, Екатерина Мечетина, Сергей Санаторов
Справедливость требует рассказать и об остальных участниках концерта, но здесь я бессилен: в ансамблях основное внимание было приковано, конечно же, к подлинным героям вечера. Могу лишь отдать должное артистам: все были достойны друг друга (разве что аккомпанемент к «Иоланте» несколько выбился из общей атмосферы). Впрочем, помимо солиста Э. Кунца, весьма заметной была и Е. Мечетина, проведшая на сцене большую часть вечера. И я не могу не отметить её волшебное, неподражаемое туше, особенно в легато. Звуки, кажется, свободно перетекают друг в друга, без очерченных границ рояль Мечетиной действительно поёт! Почти как скрипка
Этот концерт поневоле заставляет задуматься. Пример слепых музыкантов и вдохновляет и одновременно содержит скрытый упрёк всем нам: как можем мы, которым Бог дал всё, лениться, халтурить, тратить бесценное время на пустяки, а то и жить ярко раскрашенной, но пустой жизнью потребителя жизнью свиньи у кормушки? Не правда ли, человек достоин лучшего? Да, если он Человек такой, как эти музыканты.
Раиль КУНАФИН
>> Галерея концерта «Возможности ограничены - способности безграничны»