«Для меня написать симфонию – значит всеми средствами существующей музыкальной техники построить мир»

Густав Малер

 

 

В Германии продолжаются торжества, посвященные 150-летию со дня рождения Густава Малера. В начале декабря в двух немецких городах Мюнхене и Любеке прозвучали Третья и Шестая «Трагическая» симфонии австрийского классика.

Симфонический оркестр Баварского радио имеет славную историю, великие традиции исполнения малеровской музыки. Именно в Мюнхене при участии Рафаэля Кубелика  были осуществлены записи цикла  симфоний Густава Малера. В юбилейном сезоне оркестр Баварского радио исполняет все симфонии композитора  при участии музыкального руководителя Мариса Янсонса, а так же приглашенных  дирижеров: Риккардо Шайи, Даниэля Гатти и  Бернарда Хайтинка.

Густав Малер возводил грандиозные храмы симфоний и опер в присутствии тысяч зрителей-слушателей.  «Моя третья симфония должна стать чем-то таким, чего еще не слышал мир! В ней вся природа обретает голос…», - замечает сам композитор. И действительно, пантеистическая концепция Третьей симфонии до сих пор продолжает волновать сознание слушателей. Каждый раз, когда снова слушаешь это произведение, испытываешь непреодолимый восторг и  бурное влечение.

Марис Янсонс

В интерпретации Мариса Янсонса при участии  хора и оркестра Баварского радио симфония  мыслилась как гимн природе, вечной жизни и  всему человечеству. Завораживающее пение контральто Натали Штутцман  (Франция) дополнял ангельский хор мальчиков (Tolzer Knabenchor). Сверкающая медь, мощный полнозвучный хор  струнных в сочетании с роскошной деревянной группой –  еще раз подтвердили богатство тембровой палитры и блестящую характеристику звучания оркестра Баварского радио  под чутким управлением  Мариса  Янсонса.

Спустя день в другом  уголке северной Германии, шлезвиг-хольштейнской земле Любеке в зале Конгрессов  при участии оркестра Северогерманского радио под управлением Алана Гилберта звучала  Шестая «Трагическая» симфония Густава Малера. Выдающийся интерпретатор симфоний австрийского гения голландский дирижер Виллем Менгельберг слышал  в Шестой  «титаническую борьбу героя, гибнущего в страшной катастрофе».

С Гамбургом связан один из периодов жизни молодого Малера. «Невозможно представить себе, как прекрасен и полон жизни этот город»,— писал композитор своей сестре Юстине весной  1891 года сразу по приезде в Гамбург. В том же году Малер впервые  возглавил городской оперный театр Гамбурга. Старый ганзейский город  радушно принял нового дирижера. Малер сумел вдохновить своей неуемной энергией артистов труппы. Все это стало следствием  спектаклей высочайшего уровня. 

В сезоне 2010-11 годов в Гамбурге также проводится фестиваль симфоний Густава Малера. Несколько дней назад там звучала Шестая «Трагическая» симфония композитора в исполнении оркестра Северогерманского радио под управлением Алана Гилберта.

Концерт в Любеке стал выездным для гамбургского коллектива. Основной же площадкой  оркестра является  зал Ляйцхалле в Гамбурге.

Алан Гилберт

В трактовке  Алана Гилберта на протяжении всей Шестой симфонии слушателя не покидало ощущение тревоги.  Беспокойное напряжение, стремительный натиск, сопровождаемый бурными конвульсиями, были очевидны в игре оркестра Северогерманского радио. Алан Гилберт прожил целую жизнь в этой симфонии. В отличие от симфонического оркестра Баварского радио звучание гамбургского коллектива отличалось холодным сумрачным тоном, суровым аскетизмом и неизбежной фатальной силой воздействия. Немаловажна  предельная концентрация внимания Алана Гилберта к инструментальным тембрам, особенно заметных в 3-й части -демоническом Скерцо (ощущение яростной схватки со смертью).  Трагический исход монументального финала подобен пестрому карнавалу смерти, миновать который герою симфонии оказалось невозможно.

Виктор Александров, Мюнхен – Любек (Германия), радио «Орфей»

Ссылки по теме:

>> Официальный сайт Симфонического оркестра Баварского радио

>> Официальный сайт дирижера Алана Гилберта

Вернуться к списку новостей