Немецкий симфонический оркестр Берлина (Deutsches Symphonie-Orchester Berlin) в этом концертном сезоне представляет ряд изысканных оригинальных программ. Один из таких вечеров был посвящен музыке К.Дебюсси, М.де Фальи, Л.Даллапиккола и Ф.Мендельсона. «Ночь форм» именно так называется абонементный цикл концертов, ориентированный на привилегированного типа слушателя.
Среди многочисленных оркестров Берлина Deutsches Symphonie-Orchester отличает собственный аристократический, темно-матовый стиль звучания с характерными немецкими традициями: высочайшей исполнительской культурой, блестящей ансамблевой стороной и безукоризненной техникой оркестровой игры.
Немецкий оркестр Берлина ведет свою историю с 1946 года. Изначально он назывался как Симфонический оркестр радио американского сектора оккупации Берлина РИАС (нем. RIAS-Symphonie-Orchester), а затем в 1956 г. был переименован в Симфонический оркестр Берлинского радио (нем. Radio-Symphonie-Orchester Berlin). Однако в Восточном Берлине параллельно существовал еще один Симфонический оркестр Берлинского радио (нем. Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin), поэтому в начале 90-х годов прошлого столетия оркестру снова пришлось изменить название, до сей поры и сохранившееся - Deutsches Symphonie-Orchester, Берлин
В разные годы у руля оркестра стояли выдающиеся музыканты современности: Ференц Фричай, Лорин Маазель, Эрих Ляйнсдорф, Риккардо Шайи, Инго Метцмахер и Владимир Ашкенази.
С сезона 2010-11 годов немецкий оркестр возглавит второй российский дирижер, после Владимира Ашкенази Туган Сохиев, ныне являющийся музыкальным руководителем оркестра Капитолия Тулузы.
Молодой перспективный испанский музыкант Пабло Эрас Касадо впервые дебютировал с Немецким симфоническим оркестром Берлина.
Фото с официального сайта маэстро www.pabloheras.com
Пабло Эрас Касадо имеет многогранную карьеру. Его дирижерский размах поражает своей необычной широтой и разнообразием. Музыканта интересует любая оркестровая музыка от эпохи барокко до современных авангардных опусов. В нынешнем сезоне Касадо представляет в Испании на сцене мадридского театра Реал оперную премьеру сезона «Возвышение и падение города Махагони» Курта Вайля.
Пабло Эрас Касадо активно сотрудничает с симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Бирмингема, Амстердама и Цюриха.
В программе берлинского вечера прозвучала Третья «Шотландская» симфония Феликса Мендельсона (плавное, кантиленное звучание оркестра выражало тихое умиротворение, свойственное созерцательной атмосфере романтических идеалов). «Иберии» из «Образов» Дебюсси с ее бравурной испанской страстью и национальным колоритом предшествовали симфонические впечатления для фортепиано с оркестром «Ночи в садах Испании» Мануэля де Фальи. Солистом выступил арабский пианист Салим Аббуд Ашкар. Орнаментальное звучание рояля и оркестра переливалось всеми цветами радуги: от изощренных импрессионистических нюансов до архаичных созвучий, характеризующих общую танцевальную атмосферу Андалусии. Пабло Эрас Касадо буквально зачаровал оркестр своей харизмой и страстным сценическим обаянием.
Сохранить подобный баланс Касадо удалось и в небольшой оркестровой серенаде «Маленькая ночная музыка», одном из самых известных сочинений итальянского авангардиста Луиджи Даллапиккола. Неведомые шорохи и таинственные призвуки различных инструментов рождали в сознании слушателя картину ночной беспокойной жизни небольшого итальянского провинциального городка.
Для Пабло Эраса Касадо встреча с Deutsches Symphonie-Orchester (Берлин) послужила хорошим стартом в освоении немецких культурных филармонических традиций. Остается надеяться, что в октябре 2011 года, когда испанский маэстро впервые встанет за пульт Берлинского филармонического оркестра, многочисленная аудитория немецкой столицы сможет вновь испытать похожее эстетическое наслаждение и эмоциональный восторг.
Виктор Александров, Берлин - Москва