17 декабря исполняется 240 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена. Каждый открывает этого композитора в разное для себя время и по-своему: в детской песенке «Сурок», в «Лунной сонате» или в симфониях - Третьей, Пятой, Девятой
Судьба никогда не была к Бетховену благосклонна. У него не было лучезарного детства как у Моцарта; тихой и спокойной старости как у Гайдна. Он не был обласкан большой семьей музыкантов, как Иоганн Себастьян Бах. И наконец, у него не было такой любящей жены как Анна Магдалена, такой верной, как Тереза Штольц или такой терпеливой, как как Констанца Вебер.
Его отец бездарный педагог - умер от пьянства и в 17 лет главной заботой Бетховена стала «чем же накормить младших братьев». Казалось бы, испытания на стойкость должны закончиться, хватит уже, но Богу показалось этого мало. Он послал ему еще одно - глухоту.
Судьба постучалась в его дверь, но он не сдался, больной, нищий старик. Кто побывал в его доме в Вене, уходят пораженными. И это сейчас!!! А тогда? Старый несвежий халат - повседневная одежда; остатки еды по всей комнате, початые бутылки; холодный промозглый дом. Когда читаешь письма Бетховена последних лет, комок в горле - не дай Бог никому такую старость и такое унижение (в письмах он подписывался «Бетховен «минимус» - что значит «ничтожнейший»).
А в музыке он стал Титаном, где нет и намека на трагедию. А у Титана только один достойный собеседник все человечество. «Обнимитесь, миллионы», - это его завет нам, всем, кто живет после Него.
Ольга Сирота