Российскую столицу с концертами посетил один из лидеров современного французского пианизма Пьер Лоран Эмар. Сегодня этот  музыкант чрезвычайно популярен во всем мире, билеты на его концерты раскупаются мгновенно, а результаты оправдывают все ожидания!

Эмар – наследник великих исполнительских традиций европейской фортепианной школы. Артист исповедует аристократический стиль игры, тонкость и высочайшее исполнительское  мастерство.

Наряду с классическим репертуаром Пьер Лоран Эмар признан лучшим исполнителем современной музыки. При его участии состоялись премьеры  сочинений Карлхайнца Штокхаузена, Дьердя Лигети, Стивена Райха, Элиота Картера и Пьера Булеза, с которым, кстати, Эмара связывают долгие тесные творческие узы. В середине 70-х сразу после победы на конкурсе Мессиана Пьер Лоран Эмар становится участником ансамбля современной музыки «InterContemporain». С тех пор Эмар часто выступает вместе с Булезом.

Однако своим духовным Отцом Пьер Лоран Эмар считает мэтра французской композиторской школы XX столетия Оливье Мессиана. Их встреча произошла, когда Пьеру было 12 лет. Кроме того, Эмар брал уроки фортепианной игры у супруги  Мессиана, французской пианистка Ивонн Лорио. Общение с этими великими людьми отложило существенный отпечаток на исполнительский стиль Эмара. Сегодня артист признан эталонным интерпретатором музыки французского классика.

 

 

- Мсье Эмар, не могу не спросить у Вас о самых ярких воспоминаниях, связанных с Оливье Мессианом? Как этот человек повлиял на Вашу творческую жизнь?

Пьер Лоран Эмар: Оливье Мессиан сыграл колоссальную роль в моем воспитании и образовательном процессе. Любая встреча с ним была для меня артистическим и духовным  влиянием, хотя я был тогда очень молод.  Я  имел счастье работать с другими великими  композиторами, причем очень разными. Общение с ними чрезвычайно обогатило мой творческий потенциал.

- Мсье Эмар, на Ваш взгляд в какой стадии в настоящий момент находится  французская фортепианная школа?

Пьер Лоран Эмар: Мне кажется сейчас во всем мире так много разных национальных школ с преобладанием различных тенденций. Франция, на мой взгляд, одна из лучших для самовыражения. Однако, я считаю себя приверженцем европейской исполнительской школы, так как в настоящий момент преподаю в Германии, а учился в Великобритании и Венгрии…

В Москве Пьер Лоран Эмар выступал последний раз несколько лет назад в рамках фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…». Тогда французский артист исполнял с Малеровским камерным оркестром 18-й концерт для фортепиано с оркестром Моцарта. На сей раз Эмар решил порадовать москвичей и гостей столицы двумя программами: с Национальным филармоническим оркестром России под управлением петербургского дирижера Михаила Агреста Вторым концертом для левой руки Мориса Равеля, а затем в рамках филармонического абонемента «Пианистическая Франция» полноценным клавирабендом, целиком посвященном постимпрессионистской французской музыке.

 - Вы исполняете  сочинения Булеза, Мессиана и Равеля. Часто ли  Вам приходится исполнять подобного рода программы?

Пьер Лоран Эмар: Данная программа была выбрана мной специально для московского концерта. В этом сезоне я очень часто исполняю цикл Равеля «Отражения», а недавно записал диск с фортепианными концертами Равеля с Кливлендским симфоническим оркестром под управлением Пьера Булеза. С прелюдиями Мессиана я вообще прожил долгие-долгие годы. 

Колористическая звукопись и незримая красота избранных Прелюдий Оливье Мессиана очаровала публику с первых тактов сочинения. Эмар подобно медиуму погрузил зал  в состояние транса.  В каждой из мессиановских миниатюр Эмар проживает целую жизнь. В прелюдиях композитора выражен спектр чувств и настроений: от медитативной статики до  различных, эмоциональных состояний, временами  близких к нирване. Редко кому из современных французских пианистов удается так целостно структурировать фразы, наполнять их дыханием, при этом, поразительно тонко ощущая время произведения, как это выражает своей интеллектуальной игрой Пьер Лоран Эмар.

Наряду с прелюдиями Оливье Мессиана прозвучали «12 заметок» («Notations») Пьера Булеза. Предельная ясность, графичность мысли характерны для этих авангардных миниатюр.

Подлинным украшением программы стало незаурядное прочтение Эмаром  фортепианного цикла Мориса Равеля «Отражения». После символических «Ночных видений» и «Печальных птиц» следовала миниатюра, полная  безмятежного одиночества «Лодка в океане», которую сменила  эксцентричная, с явной долей французского шарма  Альборада дель грациозо «Утренняя серенада шута», эффектно исполненная Пьером Лораном Эмаром

Последние звуки «Долины звонов» финальной части равелевских  Отражений»  заставили публику недоумевать, завершился ли вообще концерт? Пьер Лоран Эмар поставил многоточие… Вопрос, оставшийся без ответа. Артист сумел заворожить москвичей своей темпераментной игрой  и  ярким артистизмом, так что о следовании привычных «бисов» не могло быть и речи.

 

Виктор Александров из Концертного зала имени Чайковского специально для радиостанции «Орфей»

Вернуться к списку новостей