«Пришел, увидел, победил».
Известное выражение римских легионеров может «сработать» в современной жизни самым неожиданным и парадоксальным образом даже в области, далекой от театра боевых действий. Но не далекой от театра вообще. Любой музыкальный фестиваль это та самая сцена-арена, которая в равной степени может гарантировать как успех, так и поражение и устроителям форума, и тем, кто самым непосредственным образом участвует в реализации, собственно музыкально-содержательной части фестиваля, т.е. музыкантам-исполнителям и композиторам.
Едва ли не самый показательный с этой точки зрения подобный российский форум сегодня это фестиваль современной музыки «Московская осень» - хотя бы по причине того, что современное искусство всегда остро, дискуссионно, полемично. Оно требует совершенно особого подхода, восприятия, пристального внимания и, как ни странно, особой заботы, поскольку все новое и только что созданное всегда удивительно хрупко. Тем ценнее победа, завоеванная тем или иным современным сочинением
В субботу 6 ноября 2010 года вот уже 32-й по счету фестиваль «Московская осень» реализовал свою основную идею идею первого исполнения новых произведений современных авторов премьерой одноактной оперы молодого московского композитора Анны Музыченко.
Опера «Прекрасная», написанная по мотивам пьесы Юкио Мисимы «Сотоба Комати», оказалась той самой счастливицей, которая вышла абсолютным и безоговорочным победителем из нешуточного противостояния со сложившимся в современном слушательском сознании стереотипом о сложности восприятия современной музыки в целом и оперы в частности.
Автору оперы «Прекрасная», Анне Музыченко - выпускнице МГК по специальностям «фортепиано» и «композиция», члену московского союза композиторов, участнице многих музыкальных фестивалей и лауреату премии фестиваля «Кинотавр» 2010 года за лучшую музыку к к/ф удалось создать спектакль, увлекающий настолько, что он начисто лишает зрителя-слушателя всяческого ощущения времени и реальности, кроме то, что происходит и творится героями оперы на сцене здесь и сейчас.
Банальная, и, казалось бы, такая «неоперная» с точки зрения сценичности история встречи элегически настроенного Поэта (Тарас Ясенков, тенор) и старухи-бомжихи (Олеся Хомяковская, сопрано) раскручивается с лихостью детективного романа, с каждой нотой, с каждой фразой приближающегося к своей неизбежно трагической развязке.
Авангардная лаконичность сценического и инструментального оформления (выразительность состава «фортепиано + ударные», с блеском обнаруженная еще Стравинским в его «Свадебке») выгодно оттеняет предельно сконцентрированную, почти что романтическую внутреннюю событийную сторону спектакля. Противостояние реальности и вымысла, превращение старухи в Красавицу и смерть от внезапной любви к ней Поэта все это находит отражение в музыкальной ткани оперы, проходящей свой путь от едва уловимой музыки шумов, вводящей в атмосферу повествования, вплоть до самого финала-послесловия, резюмирующего оперу цитатой из шумановского цикла «Любовь поэта». Зритель оказывается вовлеченным в этот семантически насыщенный магический шар смыслов, значений, аллюзий Опера не призывает, не учит, не заставляет изменить мировоззрение но в форме притчи говорит об иллюзорности того, ЧТО современный житель, уверенный в материальной вещественности этого мира, считает РЕАЛЬНОСТЬЮ
И в этом смысле опера «Прекрасная» Анны Музыченко пришла увидела и победила, убедив всех присутствовавших в зале в безграничной власти силы человеческой мысли и воображения
Репортаж Ирины Тушинцевой