Что может быть наиболее современным и соответствующим духу времени в музыке XXI века? Развивающиеся технологии, усложненная до предела гармония, появление новых инструментов или музыкальных языков?..
Сразу поражает количество всего, что претендует на роль современного. Слова «креативный», «актуальный» кричат с плакатов и афиш, с флаеров и программок, сайтов интернета и рекламных баннеров. Разнообразие стилей не дает человеку покоя, порой заставляя его ловить себя на мысли, что мир музыки неисчерпаем и безграничен во всех его проявлениях: в пространстве площадок, выставочных залов, кинотеатров, во времени проигрывания плееров и weekend’ных вечеров. Иногда эта мысль настолько захлестывает воображение, что начинает казаться вся музыка уже написана и впереди уже ничего нет. И всё сливается в серую картину неменяющейся повседневности.
29 октября, в серый осенний день я был приглашен на день рождения моего старого друга, Леши. Но место в этом году оказалось немного необычным: в одиннадцатом часу вечера мы оказались в небольшом особняке на Сущёвской улице, когда-то связанным с именами художника А.П. Боголюбова, основателя Третьяковской галереи П.М. Третьякова и архитектора А.Э. Эрихсона. Всего пара десятков знакомых молодых людей сидело в полутемном зеленоватом камерном зале с камином за маленькими столиками, на которых горели свечи в стеклянных подсвечниках.
Очень естественно, как будто сама сцена не была отделена от зала ничем, кроме мягкого прожекторного луча, к публике вышли трое друзей. Не было привычного ряда объявлений, выходов на сцену, сконцентрированных в чётких рамках моментов непосредственного действа и поклонов - ощущение происходящего с самого начала было плавным и естественным. Они поприветствовали собравшихся и начали
- Юра, ты играешь как-то - остановившись, сказал Дима. - Давай еще раз с начала.
Между пьесами SEMB’а, наполненными яркими красками современной джазовой, где-то академической (в самом деле, а может ли тут быть граница!) гармонии и отличающимися при этом архитектурно строгой формой, непринужденно разместились два мастера: Стравинский и Гендель. «Весна священная» в Лёшином переложении для рояля, и ария из оперы «Ксеркс», партию струнных в которой исполнил на цинке (кажется, на одном из немногих в Москве инструментов) Макс Емельянычев, только что приехавший с премией клавесинного конкурса в Брюгге. Современное бассо-континуо в виде дуэта бас-гитары и рояля в сочетании с плавными переходами голосов цинка и солирующего кларнета сделали узнаваемый стиль чем-то совершенно новым, сочетающим попытку необарочного осмысления с аутентичной манерой исполнения.
- Очень даже ничего; учитывая, что кларнет в настроен в 442, а цинк в 440, заметил Юра.
При переходе снова в джазовый стиль включилась дым-машина, зал начал погружаться в туманное небытие, постепенно рассеивающееся к финалу.
Ещё за час до начала можно было подумать, что это вполне обычный светлый день рождения, за полчаса не менее светлый и интересный концерт. В итоге то, куда нам удалось попасть, оказалось рождением совершенно нового проекта.
В его середине три друга: Юра Мансуров, кларнетист, к тому же студент кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории; Дима Максимов, басист группы «Ночные снайперы» и Лёша Сергунин, пианист из класса Ксении Кнорре, кстати, ученик Александра Чайковского. Вместе они группа SEMB некое сочетание барочного и нового, передачи профессиональных консерваторских традиций и, вместе с тем, оригинального и молодого. Порой на их концертах бывают Вера Горностаева, Гидон Кремер, Пятрас Генюшас
Новый проект The SEMB Club превращение этой идеи в нечто большее. Это создание немассового пространства, в котором появляется не просто что-то самобытное и индивидуальное слушатель попадает в мир разных стилей, где каждый исполнитель по-своему выразителен и интересен. Да и сам слушатель здесь не является представителем пассивной всепоглощающей аудитории, он приближается к тому, что происходит на сцене, вливаясь в камерный мир создающегося искусства.
В The SEMB Club друзья SEMB’а музыканты порой диаметрально разных направлений. Среди них: джазмен Федор Кандинский и BIG BEAT JAM SESSION, барочный флейтист Иван Бушуев, ученик Геннадия Рождественского Максим Емельянычев, который скоро отметит привезенную из Брюгге премию концертом вместе со своими друзьями. Также впереди unplugged концерт рок-группы «Bamblebee».
Всех этих разных людей объединяет не столько преданность какой-либо серии мероприятий или следование некой концепции. В самом деле, что может объединить рокеров, консерваторцев и джазменов? Это просто дружба. Дружба, в результате которой рождаются абсолютно новые идеи и проекты, смешиваются стили и инструменты, и получается просто музыка.
Андрей Лыгалов
>> Официальный блог проекта The SEMB Club