26 ноября - день памяти Александра Борисовича Гольденвейзера. В Московской консерватории на 4-м этаже есть класс №42. Там с 1906 по 61 год 55 лет преподавал фортепиано Гольденвейзер. И это уже само по себе своеобразный рекорд служения музыке. Среди его учеников выдающиеся музыканты: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, Р. Тамаркина, Т. Николаева, Д. Башкиров, Л.Берман. И именно Гольденвейзер стал первым вести ученика от юных лет до аспирантуры: в 30 е годы организовал «Особую детскую группу» при консерватории. Потом эта группа и стала ЦМШ аббревиатура, которую знают не только в России, но и в других странах мира. Центральная музыкальная школа - кузница талантов.
Александр Борисович Гольденвейзер и сам учился в Московской консерватории у Зилотти, дружил с С.В. Рахманиновым, А.Н. Скрябиным, Н.К. Метнером, А.Ф. Гедике. А в самом конце XIX века у 20-летнего Гольденвейзера произошла встреча, которая наложила отпечаток на всю жизнь. Счастливый случай ввел его в дом Толстого. Постепенно он стал близким человеком в семье Льва Николаевича и до самой смерти писателя часто гостил в Ясной поляне, конечно же, играл Толстому. Об этом он и написал книгу двухтомник «Вблизи Толстого». Писать эту книгу ему было, наверное, проще - потому что она опиралась на факты: всю свою жизнь Гольденвейзер вел дневник- день за днем, год за годом. Там всё: события, люди, эпоха. Если будет возможность - обязательно почитайте, множество интереснейших фактов, например как жила Московская консерватория в 20,30,40-,50 годы (кстати, одно время Александр Борисович был ректором консерватории). Как менялась атмосфера, люди, отношение к делу. Как осенью 41-го он провожал в народное ополчение студентов консерватории - 1 винтовка на десятерых.
Долгая жизнь выпала на долю А.Б. Гольденвейзера. Гольденвейзер - это целая эпоха, это нить, которая связывает классическую русскую культуру XIX века с культурой советской. Александр Зилотти Гольденвейзер - Григорий Гинсбург - Сергей Доренский. Ученики Доренского Денис Мацуев, Николай Луганский, Екатерина Мечетина. И это только одна из ветвей. А ведь учеников у Александра Борисовича было сотни.
Ольга Сирота