4 ноября в Большом зале филармонии состоится второй концерт абонемента «Каноны и апокрифы». В исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии под управлением Александра Титова впервые в России прозвучит «Третий и последний завет» для пяти солистов, двух фортепиано, органа, звучащего креста и оркестра Николая Обухова. Также в программе Симфония №3 «Божественная поэма» Скрябина. Солисты: Наталия Миронова, Александра Репина, Олеся Петрова, Борис Степанов и Борис Пинхасович. Концерт проводится в рамках Года Франции в России.
В начале XX века произошел очередной взрыв идей; композиторы искали и находили сверхзадачу, некую «высшую цель» искусства, восходящую к тезису о Божественном творении всего сущего. «Божественная поэма», Третья симфония Александра Скрябина стала своеобразной визитной карточкой этого композитора. Здесь в отточенном виде предстает знаменитая скрябинская формула «томление-полет-экстаз». Эта драматургическая триада, по мысли Скрябина, сопровождает «эволюцию человеческого сознания... прошедшего через пантеизм к радостному и опьяняющему утверждению своей свободы и единства вселенной»
Одного из самых загадочных и необычных русских композиторов, Николая Обухова, называют недостающим звеном между Скрябиным и Мессианом. Действительно, точками отсчета для Обухова, выпускника Петербургской Консерватории, стал гармонический язык позднего Скрябина, а также философия Вл.Соловьева, а религиозно-экстатической направленностью своего творчества Обухов предвосхищает Оливье Мессиана. Большая часть жизни Обухова была связана с Францией, Парижем, где на собраниях теософского общества он представлял свои сочинения. Эмигрировавший после Октябрьской революции, Николай Обухов, родственник выдающейся певицы Надеждой Обуховой, во многом потерял связь с Россией, чем и объясняется то, что имя этого композитора лишь в наши дни приобретает известность, а его музыка возвращается к своим слушателям. Примерно около 1915 года, Обухов изобрел свою систему музыкальной нотации, возмутившую Н.Метнера, с которым Обухов поделился своим замыслом. Композитор одним из первых стал создавать электроакустические инструменты Эфир, Кристалл, Волны и, наиболее известный, Звучащий крест (1929), за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки. Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом).