Первой премьерой 228-го сезона Мариинского театра стала редкая в репертуаре российских театров опера Леоша Яначека «Средство Макропулоса». Композитор работал над оперой в середине 1920-х годов. Мировая премьера состоялась в Национальном театре в Брно, затем опера была поставлена в Праге и на разных сценах мира. Музыкальный язык оперы роднит произведение Яначека, созданными примерно в ту же эпоху, опусами Прокофьева и Стравинского.

Сравнительно  позднее сочинение Леоша Яначека, в основу которого лег интригующий сюжет  пьесы Карела Чапека, в России известно благодаря постановке московского театра «Геликон-опера» и режиссера Дмитрия Бертмана. Теперь настал черед и Мариинского театра, тем более, что эту оперу в Петербурге никогда не ставили. Предыдущая работа Мариинки – «Енуфа» Яначека – снискала уважение и особые симпатии публики. Как отнесется общественность к новому, на сей раз фантастическому сюжету Яначека-Чапека, остается лишь догадываться.

 

Сцена из спектакля "Спедство Макропулоса" / фото с сайта www.mariinsky.ru /

 

За режиссерское воплощение спектакля взялся один из влиятельных и радикальных режиссеров современности британец Грэм Вик. Однажды он уже работал с труппой Мариинки – в начале 90-х годов прошлого столетия. Петербуржцы тогда увидели неожиданное сценическое воплощение «Войны и мира»  Прокофьева.  Тогда это был  совместный проект с лондонским театром Ковент Гарден и парижской «Опера Бастий». «Средство Макропулоса» Леоша Яначека Грэм Вик ставил несколько лет назад в Копенгагене, теперь задумал удивить и российскую публику.

Грэм Вик, режиссер спектакля: «Всегда большое удовольствие делать постановку оперы, которую публика еще не видела. Примерно 90% своей жизни я провел, занимаясь созданием  таких постановок. Просвещение публики – это не необходимость. Искусство по определению, по своей природе имеет просветительскую функцию. Оно самодостаточно, и говорит само за себя. Моя цель всегда работать для любого слоя публики, в том числе и для тех, кто не имеет ни малейшего представления об опере, в данном случае о «Средстве Макропулоса» Яначека. Конкретная опера всегда представляет сложный и наполненный материал. Из всех великих опер Яначека это, наверное, самая далекая от русской культуры опера. И, несмотря на существующий факт, в этом сумасшедшем черном юморе сочинения есть многое от прозы Булгакова. Так что я не столкнулся ни с какими сложностями в работе с русскими артистами в процессе репетиций «Средства Макропулоса». Вызов для публики, пожалуй, самое сложное, следовать этой опере. Как и во всех великих операх,  слова здесь также важны, как и музыка. Состав исполнителей был определен драматическими и вокальными особенностями. Ведь опера Яначека представляет собой, прежде всего, музыкальную драму. Моим желанием и целью служит то, чтобы музыкальный материал чешского композитора говорил, и я очень доволен прекрасными вокалистами Мариинского театра. Мое самое главное предпочтение ставить оперы на языке публики. В противоположность тому, что думают многие люди, я стараюсь никогда не насаждать свое собственное мнение на публику. В работе над спектаклем мне хотелось заострить сатирический аспект оперы Яначека. Эта опера непостижимо раскрывает жестокую сатиру первоисточника. Суть драмы Яначека не трагедия, а гораздо более широкий смысл, чем обычная человеческая грусть. В «Средстве Макропулоса» превалируют точность и дисциплина, ни в коем случае  никаких широких раскатистых эмоций. Эта опера построена как триллер, подобно детективам  Агаты Кристи. Действие начинается в обыкновенном адвокатском офисе, очень много времени проходит, прежде чем публика начинает хотя бы подозревать, что героине 300 лет. Поэтому я специально выбрал самые обыкновенные, тривиальные декорации, которые можно себе представить. Смысл произведения это не фантастика, а человеческая жизнь, хотя, конечно, в глубине это обязательная дискуссия на тему морального аспекта – важность жизни и смерти».  

 

Макет декораций к спектаклю "Средство Макропулоса" (художник-постановщик Ричард Хадсон)

 

Условная сценография «Средства Макропулоса»  соответствует модернистской эстетике. На протяжении трехчасового действа перед зрителем возникают:  адвокатская контора, закулисье оперного тетра, а также фешенебельный номер отеля.  Суперзанавесом служит написанный от руки  абстрактный  текст на белом фоне с многочисленными помарками.

Режиссура Грэма Вика  увлекает своей многоплановостью и неожиданными контрастами. Главной героине оперы Эмилии Марти 337 лет, но она молода и прекрасна. Полученная ею в детстве психологическая травма, по мысли режиссера, является причиной не рядового «кризиса среднего возраста», но бессмысленности и иллюзорности всей столь долгой прожитой жизни.

Во имя чего Эмилия Марти подвергается напастям? Фальшивые документы, вынужденное возвращение к мужчинам, которые сыграли главную роль в ее судьбе, не являются залогом ее дальнейшего существования. Неминуемая смерть главной героини должна расставить все точки над «i». Эликсир вечной молодости, символ бессмертия, заключен совершенно не в однотипных героях, по разным причинам нуждающихся в Эмилии: адвокате Коленатом, архивариусе Витеке, бароне Прусе, ее потомке Альберте Грегоре, влюбленном в нее Янеке… Свое продолжение она может увидеть только в Кристине – начинающей певице, которой суждено прожить обычную артистическую и человеческую жизнь без всяких чудодейственных «средств».

Музыкальное руководство спектаклем возглавил эмоциональный и чуткий к материалу оперы Михаил Татарников, который отнесся качественно и добросовестно к новой работе с артистами Мариинского театра.

Михаил Татарников, дирижер: «Я думаю, что Яначек – один из наиболее интересных композиторов для музыканта. Я не встречал более самобытного композитора, чем он. Очень интересно смотреть партитуру, понимать ее. Как говорил один знаменитый специалист по чешской музыке, в том числе и в Яначеке, он до конца своей жизни находил новое и раскрывал в этих партитурах. Работа сложнейшая – все наши певцы и пианисты работали буквально в течение трех лет. Здорово, что получается. Я думаю, что наш зритель должен немного привыкнуть к Яначеку, но потом он, благодаря такой режиссуре, как Грэм Вик, должен полюбить и должен ходить. Я хотел бы еще сказать про «Средство Макропулоса»  - что эта опера еще уникальна тем, что у нее наиболее интересный сюжет из всех, что я когда-либо знал. Сама история замечательная. И этим сюжетом она, конечно, захватывает…»

Среди исполнителей спектакля особенно хочется отметить яркую игру Александра Тимченко в роли Альберта Грегора и Владимира Живописцева – хитроумного секретаря Витека. В вокальном плане наиболее хороши были Александр Никитин – барон Прус и молодая перспективная Кира Логинова в роли Кристины.

Блестящая актерская работа Жанны Афанасьевой, артистки театра «Санкт-Петербург Опера», сделала ее героиню Эмилию Марти непохожей на все персонажи, сыгранные артисткой в прошлые годы.

Жанна Афанасьева, исполнительница главной роли: «Мне кажется, что эта женщина не столько злая и импульсивная, сама по себе она просто оказалась в таких жизненных обстоятельствах, на которые, видимо, не реагировать было невозможно. Она столько увидела за все эти годы – ей кажется, что все мужчины одинаковые, что относятся везде плохо. Мы, бывает, в жизни за несколько лет разочаровываемся, а тут человек прожил 300 лет. Но я ее очень оправдываю и отношусь к ней с большим пониманием…»

Аскетичен и загадочен финал спектакля – Эмилия Марти стоит на краю авансцены, в пространстве, отделяющем декорацию от оркестровой ямы. Черная бездна смерти представляется единственным выходом для Эмилии. Героиня садится на суфлерскую будку. Ее бесстрастную неподвижную фигуру закрывает занавес с написанным на нем рецептом средства Макропулоса…

 

Виктор Александров из Мариинского театра, Санкт-Петербург специально для радио «Орфей»

 

>> Опера Леоша Яначека "Средство Макропулоса" на сайте Мариинского театра

Вернуться к списку новостей