Одним из громких проектов российско-французского сезона стало концертное исполнение фантастической оперы «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха.
Более трех часов на сцене Концертного зала им. Чайковского разыгрывались драматические страсти новелл Гофмана. Вряд ли в мировой оперной литературе можно отыскать подобный запутанный сюжет, в котором сам автор деятельно менял антрепренеров, певцов и дирижеров. Оффенбаху при жизни не суждено было услышать свою интригующую историю героев Гофмана. Композитор оставил множество версий манускриптов, что добавило еще немало сложностей в сценической судьбе сочинения. После первого исполнения оперы в венском Рингтеатре в 1881 году случился невиданный пожар, который уничтожил само здание, погибло много публики. В прошлом веке по желанию режиссеров и дирижеров допускались введения некоторых фрагментов из других сочинений Оффенбаха в оперу «Сказки Гофмана». Как бы то ни было, всевозможных версий этой загадочной истории существует немало. Для концертного исполнения в российской столице обратились к редакции Майкла Кея и Жана-Кристофа Кека, скрупулезных исследователей, пытавшихся приблизить оперу к оригинальному замыслу Оффенбаха.
Вдохновителем уникального проекта в рамках филармонического абонемента «Оперные шедевры» стал директор концерта Михаил Фихтенгольц.
Михаил Фихтенгольц: «Опера действительно потрясающая и в России во многом недооцененная. Сейчас она, к примеру, идет лишь в одном из пяти оперных театров в Москве. А в четырех других она не ставилась никогда. В то же время это произведение входит в десятку самых мировых сочинений, каждый его мотив известен, певцы, дирижеры и режиссеры обожают эту оперу, потому что она дает неисчерпаемую свободу для фантазии и различных интерпретаций.
Особенное в московском исполнении это прежде всего то, какой великолепный квартет солистов подобрался на главные роли , и я считаю, что это большая удача для московской филармонии »
В концертном исполнении «Сказок Гофмана» Оффенбаха приняла участие весьма солидная интернациональная команда вокалистов, звезды мировой оперы, среди которых давняя любимица московской публики, колоратурное сопрано Лора Клейкомб (США). Она исполняла партии четырех героинь оперных новелл Гофмана-Оффенбаха: заводной куклы Олимпии, певицы Антонии, куртизанки Джульетты и оперной певицы Стеллы. В роли Гофмана впервые в Москве выступил мексиканский тенор Артуро Чакон-Крус, пользующийся невероятной популярностью во французских операх.
Артуро Чакон-Крус: «Я восхищался работой Пласидо Доминго над образом Гофмана, это была одна из коронных партий певца. Доминго исполнял ее сотни раз по всему миру. Конечно, я слушал множество других записей «Сказок Гофмана». Когда мне исполнился 31 год, я впервые спел Гофмана в Театре Реджо в Турине. Был очень счастлив, мне удалось искренне полюбить своего героя».
Среди других исполнителей надо отметить превосходную актерскую игру шведской меццо-сопрано Малены Эрнман (в роли Никлосс); и английского бас-баритона Эндрю Фостера-Уильямса, блестяще перевоплощавшегося в образе четырех злодеев (Линдорфа, Коппелиуса, Миракля и Дапертутто). Достойный вокал продемонстрировали российские исполнители, оперные солисты разных театров Москвы, в том числе артисты молодежной оперной программы Большого театра, занятые в смежных ролях. За дирижерским пультом симфонического оркестра «Новая Россия» один из темпераментных французских дирижеров Лоран Кампеллоне.
Лоран Кампеллоне: «Я много раз дирижировал спектаклями Оффенбаха: «Прекрасная Елена», «Перикола», Герцогиня Герольштейнская», «Парижская жизнь», и конечно, «Сказки Гофмана» (к одной из самых известных опер Оффенбаха я обращаюсь уже 8-й раз). И вот этот московский вариант, безусловно, отличается от предыдущих версий. Во-первых, для меня это первое концертное исполнение, да еще и с русским хором и оркестром. Сама идея такого воплощения оперы мне показалась очень волнительной и интересной. Я почувствовал иное восприятие музыки Оффенбаха. Находясь первый раз в Москве, я с трудом освоился с таким сумасшедшим темпоритмом жизни российского мегаполиса. Я убежден, что люди впитывают энергетику города. За необычайно короткие сроки, всего за несколько репетиций, российским артистам удалось освоить такой сложный музыкальный материал. Я почувствовал особое отношение музыкантов к произведению Оффенбаха. Вы знаете, в некоторых странах к музыке относятся как к развлечению, а здесь я ощутил внутреннюю взаимосвязь публики и артистов».
Виктор Александров, корреспондент радиостанции «Орфей»