Музыкант и продюсер Олег Нестеров и его оригинальный ансамбль «Капелла Берлинских Почтальонов» порадовали столичную публику редким концертом. Неформальная вечеринка состоялась в минувший четверг на сцене клуба «16 тонн» и была приурочена к 20-летию объединения Германии…

 

Музыка = таинство. Тот, кто ее понял, ее не знает; кто ее не понял, тот понял.

Олег Нестеров

Олега Нестерова я впервые увидела на основной сцене VI фестиваля «Усадьба. Джаз», проходившего в "Архангельском" в июне 2009 года. Это была та самая «Капелла Берлинских Почтальонов». И надо сказать, что их выступление оставило тогда наилучшие впечатления, в немалой степени и потому, что одним из немногих пришлось на последние солнечные лучи того дня. Потом начался холодный и проливной дождь, который до самого вечера, помнится, так и не закончился. Не удивительно, что и весь фестиваль с его размахом «open-air» с пикниками и танцами на траве, тоже «поплыл». Перебегая с одной музыкальной площадки на другую в символическом дождевике, меня уже не мог ни согревать, ни радовать даже самый добротный джаз со сцены «Аристократ». Как бы там ни было, но выступление «Капеллы Берлинских Почтальонов» врезалось тогда в память; для себя я даже решила, что надо будет непременно и уже обстоятельно побывать на их сольном концерте. В динамике дней тема, как это нередко бывает, «заигралась»…

Следующая моя встреча с Олегом Нестеровым состоялась спустя чуть ли не год, а именно этой весной. 19 мая в том же самом, переполненном до отказа, клубе «16 тонн» проходила презентация новой пластинки группы «Мегаполис» под названием «Супертанго». Озарение того, что фронтмен группы «Мегаполис» и художественный лидер «Капеллы Берлинских Почтальонов» – одно и то же лицо, снизошло относительно быстро. Альбом «Супертанго» стал большим событием отечественного музыкального пространства и маленьким потрясением моей души. С ним я провела всю весну, под него я вычертила свой архитектурный диплом и под него же блистательно его защитила. В общественном сознании выход альбома стал куда более эпохальным событием:

>> Сенсация этой весны: ключевые фигуры российской «новой романтики» и самая главная группа столичной рок-лаборатории и вообще Москвы впервые за полтора десятилетия разродились новым альбомом. И этот альбом гениален…

И если «Капелла Берлинских Почтальонов», известная также как первый сольный проект Олега Нестерова, относительно молодое детище (2008г.), то группа «Мегаполис» – подлинная творческая формация – с плотно утвердившимся за ней статусом «настоящего московского ансамбля», берет свое начало в далеком 1987 году и сегодня уже относится к легендарному наследию отечественной альтернативы. Вместе с тем «Мегаполис» это и новая веха русского рока, основанного не на яростной жажде высказывания, а на дивной лирике и новом поисковом звучании – вариативном, гибком, атмосферном…  Помимо авторских композиций в репертуаре «Мегаполиса» совершенно изумительно интерпретированы и положены на музыку стихи Иосифа Бродского («Там», «Рождественский романс», «Дебют»), Александра Бараша («Одиночка», «Мария Египетская», «Посвящение Деннису Силку», «Гроза в деревне», «Баллада о воске и меде», «Влажная ложь», «Через полвека»), сербского поэта Васко Попы («Семена», «Гвозди»), Андрея Вознесенского («Новое московское сиртаки»).

Пластинка «Супертанго» действительно стала первой в дискографии группы за последние 14(!) лет. За это время Нестеров-продюсер выпестовал целую плеяду альтернативных артистов, на музыке которых успело вырасти поколение 2000-х («Маша и Медведи», Найк Борзов, «Ундервуд», «Ёлочные игрушки», «Гришковец и Бигуди», Пётр Налич), создал звукозаписывающий лейбл «Снегири» и несколько дочерних подлейблов по разным музыкальным направлениям от электроники до альтернативного шансона. Нестеров-писатель сочинил роман «Юбка» – мистификацию об изобретении рок-н-ролла в довоенной Германии. А Нестеров-артист создал «Капеллу Берлинских Почтальонов» – уникальный колоритный ансамбль, исполняющий забытые довоенные немецкие песенки на… русском языке.

Тут настало самое время сказать о том, что помимо прочего Олег Нестеров еще в своем роде и германовед-любитель. С Германией его связывают давние и отчасти мистические взаимоотношения. Он родился в «немецком» родильном доме в Лефортово. Затем была немецкая спецшкола и жизнь в немецкой семье в Дрездене по программе безвалютного обмена (1975г.). В свое время он впервые вывез группу «Мегаполис» на гастроли в Западную Германию, где они не только почувствовали вкус к музыкальной жизни, но и ощутили себя полноценным ансамблем. А в далеких 90-х беспрецедентным хитом и визитной карточкой группы была песня «Карл-Маркс-Штадт» – вольный перевод на немецкий язык советского шлягера 60-х «Ландыши». «Это было такое дежавю, – говорит Нестеров. – В Германии я точно понял, что там я бывал и хаживал в каких-то прошлых своих воплощениях».

С годами преданная любовь и интерес к немецкой культуре оформились в полноценный музыкальный проект, которым и стала «Капелла Берлинских Почтальонов». В основу идеи легла знаменитая берлинская традиция: почтальоны там издавна объединялись в танцкапеллы, или просто в капеллы, и играли на танцевальных вечерах.

>> Из истории берлинских танцкапелл: Когда-то, в довоенном Берлине, во времена полуподпольного и повального увлечения свингом, почтальонские танцкапеллы конкурировали с большими оркестрами. Их не проверяли из министерства пропаганды, и поэтому их репертуар был ультрамодный: звучали запрещенные композиции еврейских и негритянских авторов. И если большим оркестрам, при тотальном запрете свинга как вражеской музыки, приходилось отмазываться, что это де «новая немецкая танцевальная музыка» и свинговать осторожно и угловато (играя что-то типа «морского свинга»), то маленькие и летучие танцкапеллы почтальонов были неуловимы и неподвластны проверкам. Их как бы официально и не существовало – немецкий всесильный порядок их не замечал. Это были аматоерские формации, пролезающие во все щели, на все танцевальные вечеринки, которые из-за малочисленности своих составов должны были играть очень громко, выворачиваясь на каждом своем выступлении буквально наизнанку, чтобы зажечь зал…

Итак, на сцене Олег Нестеров появляется в сопровождении инструментального ансамбля (в составе скрипки, аккордеона, гитары и акустического баса)… почтальонов, одетых в стилизованные под старину темно-синие мундиры. «Мои почтальоны и мне помогли приодеться, как подобает. Отвели на блошиный рынок на Ноллендорфплатц, в парочку мест с винтажной одеждой, и даже кое-что мне досталось от их дедушек…». В такой очаровательной ретро-стилистике «Капелла» в аутентичном звуке по бережно восстановленным партитурам исполняет эстрадные хиты довоенного Берлина, в основном заимствованные из немецких фильмов того времени: «Мужчина, о котором говорят» («Der Mann, von dem man spricht», 1937), «Милый друг» («Bel Ami», 1938), «Две женщины» («Zwei Frauen, 1938), «Вода для Канитоги» («Wasser fuer Canitoga», 1939), «Пять миллионов ищут наследника» («Fuenf Millionen suchen einen Erben», 1938), «Большая свобода №7» («Grosse Freiheit №7», 1944), «Девушка моей мечты» («Die Frau meine Traeume», 1944) и других.

>> Олег Нестеров: «В основу репертуара легли довоенные берлинские шлягеры, те самые песни, которые звучали в самый рассвет этого легендарного музыкального движения. Большую часть из них я перевел, мне очень хотелось, чтобы при исполнении их русской публике ничего не потерялось. Постепенно у меня стал возникать эффект дежавю, мне стало казаться, что эти песни я давно знаю и люблю, они были такими же родными, как песни из «Бриллиантовой руки» или «Веселых ребят». Вот только по какой-то причине я их никогда не слышал. Большинство из них действительно было из фильмов, и погружаясь в тему, я поразился схожести сюжетов и судеб довоенного кино наших стран. Не говоря уже о том, что некоторые музыкальные номера имели…как бы это сказать помягче – слишком много похожих нот. Песни эти абсолютно неведомы всему миру, они родились в эпоху рейха, и только в этом была их проблема – те 12 лет сами немцы, а уж тем более страны-победители справедливо стремились стереть из памяти поколений. Но хорошая песня – это просто хорошая песня, и не виновата она в том, что родилась не в то время. Я выбрал самые интересные на свой вкус, и почувствовал себя немного Колумбом…»

У каждой из песен своя предыстория – одни из них обросли легендами и мифами, другие почти что достоверны. Все это исполняется Олегом Нестеровым на пределе харизматических возможностей. В своем желании зажечь публику он действительно выворачивается наизнанку и куражится, как может – прыгает, играет, танцует, выскакивает в зал, или выводит кого-нибудь из зрителей на сцену; в определенный момент обязательно появляется флаг ГДР. С изяществом большого артиста Нестеров поет  за моряков и проституток, золотоискателей и героев Мопассана, за боксеров, сыщиков-неудачников и цветочных продавщиц. Есть здесь и песня-заклинание средневековых музыкантов, и даже куплеты симпатичного алкоголика-шпиона, мелодия к которым позднее, в отместку Сталину, ляжет в основу гимна ГДР. Все в целом складывается в сценическую фантасмагорию на тему предвоенного Берлина, где есть все поводы как иронизировать над ним, так и говорить абсолютно серьезно…

Мария Юрченко, корреспондент интернет-редакции РГМЦ

 

>> ОЛЕГ НЕСТЕРОВ И "КАПЕЛЛА БЕРЛИНСКИХ ПОЧТАЛЬОНОВ" - КОНЦЕРТ К 20-ЛЕТИЮ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ  - ФОТОРЕПОРТАЖ НИКИТЫ СМИРНОВА


Ссылки по теме:

>> Блог Олега Нестерова на сайте LiveJournal

>> "Капелла Берлинских Почтальонов" на сайте MySpace

>> Авторская колонка Олега Нестерова на сайте OpenSpace.ru

Вернуться к списку новостей