XIII Международный фестиваль старинной музыки «Earlymusic»., который проводится в Санкт-Петербурге, снова расширил свои географические границы. Один из уникальных концертов состоялся вчера в Москве в Малом зале консерватории. Российскую столицу посетил харизматичный лидер аутентики французский контратенор Филипп Жарусски. Всемирно известный певец выступил с ансамблями «Солисты Екатерины Великой» и Pratum integrum. Зал был заполнен поклонниками Филиппа Жарусски до отказа. И это вполне объяснимо. Сегодня молодой артист необычайно востребован в мире. График выступлений Филиппа Жарусски расписан на несколько лет вперед, и заполучить певца с концертами в Москву и Санкт-Петербург было не так уж и просто. Филипп Жарусски в 2004 году уже был с концертом в российской столице. Каждое новое появление французского контратенора производит небывалые триумфы. Так случилось и в этот раз.
Филипп Жарусски скрипач по образованию, в возрасте 20 лет неожиданно для всех стал заниматься вокалом и добился фантастических результатов. Через несколько лет он дебютирует в заглавной роли в опере Алессандро Скарлатти «Седек», а в 2004 году становится лауреатом французской премии «Виктуар де ля мюзик» в номинации «Открытие года». Особенно вдохновенно удаются Жарусски партии в операх Генделя. В 2003 году он сыграл одну из главных ролей в экранизации оперы «Агриппина». Кроме того, Филипп Жаруски неравнодушен и к творчеству композиторов итальянского барокко, в частности к музыке Антонио Вивальди. Он часто включает в программы своих выступлений мотеты и арии из опер итальянского композитора. В 2009 году Филипп Жарусски выиграл сразу две награды MIDEM в Каннах за лучшие записи академической музыки. Филипп Жарусски еще и невероятно красив и обаятелен. Слушая его пение, невольно становишься соучастником непостижимого магического процесса, в который Филипп вводит слушателей в своих концертах. С ансамблями «Солисты Екатерины Великой» и Pratum integrum Филипп Жарусски исполнил мотет Nisi Dominus Антонио Вивальди, а так же избранные арии из опер Г.Ф.Генделя и Никола Порпора. Филиппу Жарусски доставляет большое удовольствие музицировать с российскими музыкантами: Андреем Решетиным и возглавляемым им ансамблем «Солисты Екатерины Великой»
Филипп Жарусски: «Барочная музыка была очень распространена по всей Европе. В России тоже были кастраты и композиторы из Италии. По поводу нынешнего выступления в России меня очень удивило то, что оркестр, с которым я работал, звучал действительно по-итальянски. Эмоциональность и красочность исполнения были на высшем уровне, во многом благодаря тому, что в Москве очень хорошая инструментальная школа. Мы, контратернора, считаем себя по-настоящему аутентичными исполнителями барочной музыки. И мне очень понравилось работать в такой атмосфере взаимного понимания. Каждый музыкант готов был прислушаться к моим советам в вопросе стилистики, манеры исполнения. Мне кажется, наша работа получилась плодотворной, и мы смогли воспроизвести по-настоящему камерную музыку».
Кроме того, в программе вечера звучала музыка русского двора сочинения Мадониса и Далолио, посвященные императрице Анне Иоанновне.
Андрей Решетин, художественный руководитель фестиваля «Earlymusic»: «Это все музыка одного и того же времени. Ведь Порпора, которого сегодня пел Филипп, это композитор, царивший в Лондоне как раз во времена правления Анны Иоанновны. И Антиох Кантемир, который был послом русского двора в Лондоне, он же добился согласия от Порпоры, приехать в Россию. Вплоть до того, что декоратор Порпоры для того, чтобы тоже поехать вместе с ним, написал портрет Петра I, который сейчас висит в Эрмитаже в Тронном зале. И конечно, то, что мы знаем только Генделя, это страшное упущение, потому что такие величайшие оперные композиторы того времени, как Порпора, как Арайя (который, в общем, и стал первым капельмейстером русского двора); Мадонис и Далолио это все музыканты, которые были вместе с ним. Это одна из важных задач фестиваля поднимать забытую музыку русского двора, и через нее «вытягивать» забытые, какие-то очень важные вещи, относительно нашей истории; просто возвращать память »
Официальное закрытие XIII Международного фестиваля старинной музыки «Earlymusic» произойдет 30 сентября в Белом зале Академической капеллы Санкт-Петербурга. Жители северной пальмиры смогут по достоинству оценить феноменальный талант и бархатный тембр голоса Филиппа Жарусски.
Виктор Александров из МЗК специально для радио «Орфей»